РП Функциональная грамотность

1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №22 им. Ф.В. Гладкова
муниципального образования город Новороссийск

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
Ступень обучения (класс) начальное общее образование 1- 4 классы
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов: ___135__
Уровень: базовый
Учитель: Чухнова Ирина Александровна

Программа разработана в соответствии ФГОС НОО и с учетом
примерной

программы

деятельности для общеобразовательных школ

«Смысловое чтение», автор М.В.Беденко Москва, «Вако», 2016г.,
«Финансовая грамотность» Ю.Н.Корлюговой (Учебная программа. 1-4
классы общеобразоват. орг./Ю.Н.Корлюгова.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.).

2

1 МОДУЛЬ – МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Математическая грамотность» рассматривается в
рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное
развитие обучающихся.
Рабочая программа «Математическая грамотность» предназначена для
развития

математических

способностей

учащихся,

для

формирования

элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных
умений младших школьников с применением коллективных форм организации
занятий и использованием современных средств обучения. Создание на
занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать
собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений,
овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят
обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих
силах.

Цель программы: развивать математический образ мышления,
внимание,

память,

творческое

воображение,

наблюдательность,

последовательность рассуждений и их доказательность.

Основные задачи:
Обучающие:
 Формирование и развитие различных видов памяти, внимания и воображения.
 Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение
самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и
оценивать свою работу).
Развивающие:
 Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.
 Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной
деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать,
выделять главное, доказывать и опровергать.

3

 Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц рук).
 Развитие двигательной сферы.
Воспитательные:
 Воспитание

системы

нравственных

межличностных

отношений

(формирование «Я- концепции»).
 Воспитание чувства уверенности в своих силах, в возможностях своего
интеллекта.
Описание места программы:
Программа рассчитана на 4 года, 1-4 класс по 17ч в год. Всего реализуется
в объеме 68 часов.
Возраст

детей,

участвующих

в

реализации

данной

дополнительной

образовательной программы – 7-10 лет
Ведущей формой организации образовательного процесса является
учебное занятие. Организация образовательного процесса предполагает
использование ряда других форм: тематические занятия, игровые уроки,
конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и
традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового
материала, задачи на основе статистических данных, сказки на математические
темы, конкурсы.

2. Содержание программы
1 класс- 17 часов
Удивительный мир чисел – 4 часа
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы
устного счёта. Виды цифр.

«Мир занимательных задач» - 4 часа
Последовательность

«шагов»

(алгоритм)

решения

задач.

Выбор

необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в
таблице, для ответа на заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи,

4

выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
Первые

шаги

в геометрии - 4 часа

Простейшие геометрические фигуры. Задачи на разрезание. Задачи на
склеивание
Логика в математике – 4 часа
Множество и его элементы. Способы задания множеств. Сравнение и
отображение множеств.
Итоговый урок – 1ч
2 класс – 17ч
Удивительный мир чисел – 4 часа
Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы
времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими
цифрами), с календарем (запись даты рождения с использованием римских
цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат).

«Мир занимательных задач» - 4 часа
Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на сообразительность. Задачи на
внимание. Задачи в стихах.
Первые

шаги

в геометрии - 4 часа

Кодирование. Составление знаковых систем. Задачи на разрезание. Задачи на
склеивание.
Логика в математике – 4 часа
Больше - меньше, раньше - позже, быстрее - медленнее. Математическая
эстафета. Истинные

и ложные высказывания. Символы в реальности и

сказке. Самостоятельное создание символов.
Итоговый урок – 1ч
3 класс – 17ч
Удивительный мир чисел – 4 часа
Что такое математический ребус? Правила разгадывания ребусов. Решение

5

математических ребусов. Самостоятельное составление ребусов

«Мир занимательных задач» - 4 часа
Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление
временных, пространственных и функциональных отношений. Задачи на
комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов
отношений.
Первые

шаги

в геометрии - 4 часа

Задачи со спичками. Самостоятельное составление задач со спичками. Играголоволомка «Пифагор». Простейшие геометрические задачи на нахождение
периметра и площади
Логика в математике – 4 часа
Задачи

на

поиск закономерности. Задачи с лишними или

недостающими данными. Задачи, решаемые без вычислений. Решение
логических задач
Итоговый урок – 1ч
4 класс – 17ч
Удивительный мир чисел – 4 часа
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система
счисления. Свойства чисел. Быстрый счёт

«Мир занимательных задач» - 4 часа
Задачи, решаемые перебором. Решение задач с конца. Задачи на взвешивание.
Комбинаторные задачи.
Первые

шаги

в геометрии - 4 часа

Зеркальное отражение. Симметрия. Наглядная геометрия. Задачи на
разрезание и перекраивание. Разбиение объекта начасти и составление
модели. «Танграм».
Логика в математике – 4 часа
Чётность – нечётность, чёрное – белое. Логические задачи на поиск

6

закономерности и классификацию. Некоторые старинные задачи. Задачи о
«мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
Итоговый урок – 1ч
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Личностные результаты в соответствии с Программой воспитания и рабочей
программы воспитания МАОУ гимназии № 5 отражают сформированность, в
том числе в части:
1.

Гражданско-патриотического воспитания:

- становление ценностного отношения к своей Родине - России;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
- уважение к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений.
2. Духовно-нравственного воспитания:
- признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
-неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям.
3. Эстетического воспитания:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья
и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)

7

образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
5. Трудового воспитания:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
6. Экологического воспитания:
- бережное отношение к природе;
- неприятие действий, приносящих ей вред.
7. Ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира;
-познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
Метапредметные:
Регулятивные
Выпускник научится:
 понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
 сохранять учебную задачу в течение всего урока;
 ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым
материалом урока;
 выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг
неизвестного по изучаемой теме;
 планировать

своё

высказывание

(выстраивать

последовательность

предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
 планировать свои действия;

8

 фиксировать

по

ходу

урока

и

в

конце

его

удовлетворённость/

неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим
успехам и неуспехам;
 самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 использовать

внешнюю

и

внутреннюю

речь

для

целеполагания,

планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные
Выпускник научится:
 осуществлять поиск необходимой информации из различных источников
(библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
 использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы
для решения учебных задач;
 интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде
таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.
 осуществлять

анализ

объектов

с

выделением

существенных

и

несущественных признаков;
 осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
 строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока
в соответствии с возрастными нормами;
 ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
 владеть общим приёмом решения учебных задач.

9

Коммуникативные
Выпускник научится:
 включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение
проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении
высказываться, задавать вопросы;
 формулировать ответы на вопросы;
 слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на
полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения интересов;
 формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной
форме;
 аргументировать свою позицию;
 понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении;
 признавать свои ошибки, озвучивать их;
 понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при
выполнении заданий;
 строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
(с учётом возрастных особенностей, норм);
 готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
 составлять рассказ на заданную тему;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
 продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех
его участников;
 строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и
видит, а что нет;
 использовать речь для регуляции своего действия;

10

 адекватно

использовать

речевые

средства

для

решения

различных

коммуникативных задач;
 достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию,
необходимую партнёру.
Предметные результаты:
 использование приобретённых математических знаний дляописания и
объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
 овладение

основами

логического

и

алгоритмического

мышления,

пространственного воображения и математической речи, основами счёта,
измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления
данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения
алгоритмов.
 умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре,
исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры,
работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками,
представлять, анализировать и интерпретировать данные.

3. Тематическое планирование.
№

Наименование
разделов, блоков,
тем

Всего Количество
час часов

Основные виды
деятельности
обучающихся (на
уровне УУД)

Основные
направления
воспитательной
деятельности

Ауди Внеауди
тор торные
ные
1 класс

Удивительный
мир чисел

4

3

1

Личностные:
7.Ценности научного
познания:
-первоначальные
представления
о

7

11

1

История развития

1

математики.

2

Из истории чисел
и цифр.

1

3

Интересные
приёмы устного
счёта.

1

4

Виды цифр.

1

Мир
4
занимательных
задач

3

5

Последовательно
сть «шагов»
(алгоритм)
решения задач.

1

6

Выбор
необходимой
информации,
содержащейся в
тексте задачи, для
ответа на
заданные
вопросы

7

Выбор
необходимой
информации на
рисунке или в
таблице для
ответа на

1

1

1

научной картине мира;
-познавательные
интересы, активность,
инициативность,
любознательность
и
самостоятельность
в
познании.
Регулятивные:
контролировать себя в
процессе
совместной
работы,
оценивать
результаты
труда.
Коммуникативные:
работать
в
группе,
соблюдая
правила
совместной
работы.
Познавательные:
осуществлять
анализ
объектов с выделением
существенных
и
несущественных
признаков

Личностные:
7.Ценности научного
познания:
-первоначальные
представления о
научной картине мира;
-познавательные
интересы, активность,
инициативность,
любознательность и
самостоятельность в
познании.
5.Трудового
воспитания:
осознание ценности
труда в жизни человека
и общества
Регулятивные:
контролировать себя в
процессе совместной
работы, оценивать
результаты труда.
Коммуникативные:
работать в группе,
соблюдая правила
совместной работы.
Познавательные:

5,7

12

заданные
вопросы
8

9

Ориентировка
в
тексте
задачи,
выделение
условия
и
вопроса,
данных
и
искомых чисел
(величин).
Первые
шаги 4
в
геометрии

1

Простейшие

1

4

геометрические
фигуры.
10

Задачи на

1

разрезание
1112

Задачи

на

2

склеивание

Логика в
математике

4

строить рассуждения в
форме связи простых
суждений об объекте,
его строении, свойствах
и связях

4

Личностные:
7.Ценности научного
познания:
-первоначальные
представления о
научной картине мира;
-познавательные
интересы, активность,
инициативность,
любознательность и
самостоятельность в
познании.
5.Трудового
воспитания:
осознание ценности
труда в жизни человека
и общества
Регулятивные:
контролировать себя в
процессе совместной
работы, оценивать
результаты труда.
Коммуникативные:
работать в группе,
соблюдая правила
совместной работы.
Познавательные:
строить рассуждения в
форме связи простых
суждений об объекте,
его строении, свойствах
и связях

5, 7

13

13

Множество и его
элементы

1

14

Способы задания
множеств

1

1516

Сравнение и
отображение
множеств.

2

17

Итоговый урок

1

Личностные:
7.Ценности научного
познания:
-первоначальные
представления о
научной картине мира;
-познавательные
интересы, активность,
инициативность,
любознательность и
самостоятельность в
познании.
5.Трудового
воспитания:
осознание ценности
труда в жизни человека
и общества
Регулятивные:
контролировать себя в
процессе совместной
работы, оценивать
результаты труда.
Коммуникативные:
работать в группе,
соблюдая правила
совместной работы.
Познавательные:
строить рассуждения в
форме связи простых
суждений об объекте,
его строении, свойствах
и связях

1

5,7

2 класс – 17ч
№

Наименование
разделов, блоков,
тем

Всег Количество
о
часов
час

Основные виды
деятельности
обучающихся (на
уровне УУД)

Основные
направления
воспитательной
деятельности

Личностные:
7.Ценности научного
познания:

7

Ауди Внеауди
тор торные
ные

Удивительный
мир чисел

4

3

1

14

1

Виды цифр.
Римская
нумерация.

1

2

Римские цифры от
1 до 50.

1

3

Единицы
времени: час,
минута, сутки,
месяц.
Работа с часами, с
календарем

1

4

Мир
занимательных
задач

1

4

-первоначальные
представления
о
научной картине мира;
-познавательные
интересы, активность,
инициативность,
любознательность
и
самостоятельность
в
познании.
Регулятивные:
контролировать себя в
процессе
совместной
работы,
оценивать
результаты
труда.
Коммуникативные:
работать
в
группе,
соблюдая
правила
совместной
работы.
Познавательные:
осуществлять
анализ
объектов с выделением
существенных
и
несущественных
признаков

4

5

Сюжетные задачи,
решаемые с конца.

1

6

Задачи на
сообразительность

1

7

Задачи на
внимание.

1

8

Задачи в стихах.

1

Личностные:
7.Ценности научного
познания:
-первоначальные
представления о
научной картине мира;
-познавательные
интересы, активность,
инициативность,
любознательность и
самостоятельность в
познании.
5.Трудового
воспитания:
осознание ценности
труда в жизни человека
и общества
Регулятивные:
контролировать себя в
процессе совместной
работы, оценивать
результаты труда.
Коммуникативные:
работать в группе,
соблюдая правила
совместной работы.
Познавательные:
строить рассуждения в
форме связи простых

5,7

15
суждений об объекте,
его строении, свойствах
и связях

Первые
шаги в 4
геометрии

4

9

Кодирование.

1

10

Составление

1

знаковых систем
11

Задачи на

1

разрезание
12

Задачи на

1

склеивание.

Логика в
математике
13

Больше - меньше,
раньше - позже,
быстрее –
медленнее.
Математическая
эстафета.

4

Личностные:
7.Ценности научного
познания:
-первоначальные
представления о
научной картине мира;
-познавательные
интересы, активность,
инициативность,
любознательность и
самостоятельность в
познании.
5.Трудового
воспитания:
осознание ценности
труда в жизни человека
и общества
Регулятивные:
контролировать себя в
процессе совместной
работы, оценивать
результаты труда.
Коммуникативные:
работать в группе,
соблюдая правила
совместной работы.
Познавательные:
строить рассуждения в
форме связи простых
суждений об объекте,
его строении, свойствах
и связях

5, 7

Личностные:
7.Ценности научного
познания:
-первоначальные
представления о
научной картине мира;
-познавательные
интересы, активность,
инициативность,

5,7

4
1

16

14

Истинные и
ложные
высказывания

1

15

Символы в
реальности и
сказке.

1

16

Самостоятельное
создание символов

1

17

Итоговый урок

1

любознательность и
самостоятельность в
познании.
5.Трудового
воспитания:
осознание ценности
труда в жизни человека
и общества
Регулятивные:
контролировать себя в
процессе совместной
работы, оценивать
результаты труда.
Коммуникативные:
работать в группе,
соблюдая правила
совместной работы.
Познавательные:
строить рассуждения в
форме связи простых
суждений об объекте,
его строении, свойствах
и связях

1

3 класс – 17ч
№

Наименование
разделов, блоков,
тем

Всего Количество
час часов

Основные виды
деятельности
обучающихся (на
уровне УУД)

Основные
направления
воспитательной
деятельности

Ауди Внеауди
тор торные
ные

Удивительный
мир чисел

4

3

1

Что такое
математический
ребус?

1

2

Правила
разгадывания
ребусов.

1

1

Личностные:
7
7.Ценности научного
познания:
-первоначальные
представления
о
научной картине мира;
-познавательные
интересы, активность,
инициативность,
любознательность и
самостоятельность в
познании.
Регулятивные:
контролировать себя в
процессе совместной
работы,
оценивать

17

3

4

5

6

7

8

Решение
математических
ребусов.
Самостоятельное
составление
ребусов

1

Мир
4
занимательных
задач

4

Задачи на
установления
сходства и
соответствия.
Задачи на
установление
временных,
пространственны
хи
функциональных
отношений.
Задачи на
комбинированны
е действия.
Задачи
на
активный
перебор
вариантов
отношений.

1

1

1

1

результаты
труда.
Коммуникативные:
работать в группе,
соблюдая
правила
совместной работы.
Познавательные:
осуществлять анализ
объектов
с
выделением
существенных
и
несущественных
признаков

Личностные:
5,7
7.Ценности научного
познания:
-первоначальные
представления о
научной картине
мира;
-познавательные
интересы, активность,
инициативность,
любознательность и
самостоятельность в
познании.
5.Трудового
воспитания:
осознание ценности
труда в жизни
человека и общества
Регулятивные:
контролировать себя в
процессе совместной
работы, оценивать
результаты труда.
Коммуникативные:
работать в группе,
соблюдая правила
совместной работы.
Познавательные:
строить рассуждения
в форме связи
простых суждений об
объекте, его строении,
свойствах и связях

18

9
10

11

12

Первые
шаги 4
в
геометрии

4

Задачи со
спичками.
Самостоятельное
составление задач
со спичками
Играголоволомка
«Пифагор».
Простейшие
геометрические
задачи на
нахождение
периметра и
площади

1

Логика в
математике

1

1

1

4

Личностные:
5, 7
7.Ценности научного
познания:
-первоначальные
представления о
научной картине
мира;
-познавательные
интересы, активность,
инициативность,
любознательность и
самостоятельность в
познании.
5.Трудового
воспитания:
осознание ценности
труда в жизни
человека и общества
Регулятивные:
контролировать себя в
процессе совместной
работы, оценивать
результаты труда.
Коммуникативные:
работать в группе,
соблюдая правила
совместной работы.
Познавательные:
строить рассуждения
в форме связи
простых суждений об
объекте, его строении,
свойствах и связях

4

13

Задачи на поиск
закономерности.

1

14

Задачи с
лишними или
недостающими
данными.

1

Личностные:
5,7
7.Ценности научного
познания:
-первоначальные
представления о
научной картине
мира;
-познавательные
интересы, активность,

19

15

Задачи, решаемые
без вычислений

1

16

Решение
логических задач

1

17

Итоговый урок

1

1

инициативность,
любознательность и
самостоятельность в
познании.
5.Трудового
воспитания:
осознание ценности
труда в жизни
человека и общества
Регулятивные:
контролировать себя в
процессе совместной
работы, оценивать
результаты труда.
Коммуникативные:
работать в группе,
соблюдая правила
совместной работы.
Познавательные:
строить рассуждения
в форме связи
простых суждений об
объекте, его строении,
свойствах и связях

4 класс – 17ч
№

Наименование
разделов,
блоков, тем

Удивительный
мир чисел

Всег Количество Основные виды
о
часов
деятельности
час
обучающихся (на
уровне УУД)
Ауд Внеауд
итор и
ные торны
Личностные:
4
4
е
7.Ценности научного

1

Применение
чисел и действий
над ними

1

2

Счет и
десятичная
система
счисления..

1

познания:
-первоначальные
представления о
научной картине
мира;
-познавательные
интересы, активность,
инициативность,
любознательность и
самостоятельность в
познании.
Регулятивные:
контролировать себя в
процессе совместной

Основные
направления
воспитательной
деятельности

7

20

3

Свойства чисел.

1

4

Быстрый счёт

1

Мир
4
занимательных
задач

4

Задачи, решаемые
перебором.
Решение задач с
конца
Задачи на
взвешивание.
Комбинаторные

1

5
6
7
8

задачи.

1
1
1

работы, оценивать
результаты труда.
Коммуникативные:
работать в группе,
соблюдая правила
совместной работы.
Познавательные:
осуществлять анализ
объектов с
выделением
существенных и
несущественных
признаков

Личностные:
5,7
7.Ценности научного
познания:
-первоначальные
представления о
научной картине
мира;
-познавательные
интересы, активность,
инициативность,
любознательность и
самостоятельность в
познании.
5.Трудового
воспитания:
осознание ценности
труда в жизни
человека и общества
Регулятивные:
контролировать себя в
процессе совместной
работы, оценивать
результаты труда.
Коммуникативные:
работать в группе,
соблюдая правила
совместной работы.
Познавательные:
строить рассуждения
в форме связи
простых суждений об
объекте, его строении,
свойствах и связях

21

9

10
11

12

Первые
шаги 4
в геометрии

4

Зеркальное
отражение.
Симметрия
Наглядная
геометрия.
Задачи на
разрезание и
перекраивание.
Разбиение
объекта начасти и
составление
модели.
«Танграмм».

1

Логика в
математике

1
1

1

4

4

13

Чётность –
нечётность,
чёрное – белое

1

14

Логические
задачи на поиск
закономерности и
классификацию.
Некоторые
старинные задачи

1

15

Личностные:
5, 7
7.Ценности научного
познания:
-первоначальные
представления о
научной картине
мира;
-познавательные
интересы, активность,
инициативность,
любознательность и
самостоятельность в
познании.
5.Трудового
воспитания:
осознание ценности
труда в жизни
человека и общества
Регулятивные:
контролировать себя в
процессе совместной
работы, оценивать
результаты труда.
Коммуникативные:
работать в группе,
соблюдая правила
совместной работы.
Познавательные:
строить рассуждения
в форме связи
простых суждений об
объекте, его строении,
свойствах и связях

1

Личностные:
5,7
7.Ценности научного
познания:
-первоначальные
представления о
научной картине
мира;
-познавательные
интересы, активность,
инициативность,
любознательность и

22

16

Задачи о
«мудрецах», о
лжецах и тех, кто
всегда говорит
правду.

17

Итоговый урок

самостоятельность в
познании.
5.Трудового
воспитания:
осознание ценности
труда в жизни
человека и общества
Регулятивные:
контролировать себя в
процессе совместной
работы, оценивать
результаты труда.
Коммуникативные:
работать в группе,
соблюдая правила
совместной работы.
Познавательные:
строить рассуждения
в форме связи
простых суждений об
объекте, его строении,
свойствах и связях

1

1

1

2 МОДУЛЬ – ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель программы: формирование читательской грамотности младшего
школьника,

осознание

себя

как

грамотного

читателя,

способного

к

использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Читательская компетентность определяется владением техникой чтения,
приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием
книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной
потребности в книге и чтении.
Программа рассчитана на 4 года: в 1классе – 17 часов, во 2 классе-17
часов, в 3 классе -17 часов, в 4 классе-17часов.
Всего реализуется в объеме 68 часов.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7-10 лет.

23

Форма проведения занятий – групповая. Формы работы могут быть
разнообразные: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Ведущей формой организации образовательного процесса является
учебное занятие. Организация образовательного процесса предполагает
использование ряда других форм: викторина, библиотечный урок, КВН,
путешествие по страницам книг, проект, литературная игра, инсценирование,
конкурс – кроссворд, игра-драматизация, читательская конференция, занятиедиспут,

урок-спектакль,

интегрированное

занятие,

занятие-праздник,

литературный ринг, беседа-дискуссия с элементами инсценировки, занятиеинтервью, устный журнал, литературная гостиная,

просмотр диафильмов,

видеофильмов.

1. Содержание программы
Здравствуй, книга -2 ч
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги
Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Книги о Родине и родной природе -2 ч
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и
книга-сборник).
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой
Писатели детям -3 ч
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я.
Аким, Л. Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С.
Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).
Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники -2 ч
Книги-сборники малых жанров фольклора.
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

24

Творческая работа «Сочини загадку».
По страницам книг В. Сутеева 3 ч
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения).
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книгисборника.
Сказки народов мира -3 ч
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира.
Инсценирование. Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги-сборники стихотворений для детей -2ч
Стихотворения о детях и для детей.
Литературная игра «Послушай и назови».

2 класс – 17ч
Книга, здравствуй -3 ч
Роль книги в жизни человека.
Конкурс «Пословицы о книге и учении».
Художественные книги. Художники-оформители.
Книги о твоих ровесниках -4 ч
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.
Книги-сборники детских писателей.
Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия).
Живой журнал «Парад героев-сверстников»
Книги для детей детях -4 ч
Книги-сборники о детях

25

Книги-сборники для детей
Книги о животных для детей
Книги-сборники стихотворений для детей
Старые добрые сказки -4 ч
Книги сказок народов мира. Сборники сказок.
Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран.
Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами
Народные сказки на страницах детских журналов.
Защитникам Отечества посвящается -2 ч
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.
Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише
и о его твёрдом слове».

3 класс – 17ч
История книги. Библиотеки -2 ч
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители,
былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные -3 ч
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник
Сравнение сказок с загадками
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы -3 ч
Книги-сборники басен И. Крылова.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
Книги о родной природе -2 ч
Сборники стихотворений о родной природе.
Проект «Краски и звуки стихов о природе».

26

Дети — герои книг -2 ч
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.)
Проект «Расскажи о любимом писателе».
Газеты и журналы для детей -3 ч
Что такое периодика. Детские газеты и журналы.
История изданий для детей
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
Книги зарубежных писателей – 2 ч
Книги зарубежных писателей
Переводчики книг

4 класс – 17ч
Крупицы народной мудрости -4 ч
Сборники произведений фольклора.
Героические песни о Родине и героях России.
Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях.
Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»
Мифы народов мира -2 ч
Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д.
Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».
Русские писатели-сказочники -2 ч
Библиотека сказок. Фольклорные корни сказок.
Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».
«Книги, книги, книги…» - 2 ч
Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки.
Книга. Элементы книги. Виды книг
Словари, справочники, энциклопедии -3 ч
«Хранители слов» — словари. Игра-конкурс «Объясни слово».
Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое?

27

Кто такой?».
Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в
книгах-справочниках.
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания - 4 ч
Книги-сборники «Очерки и воспоминания».
Очерки С. Михалкова , К. Чуковского
Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове».
Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге.

2. Планируемые результаты
Личностные, метапредметные
программы клуба.

и

предметные

результаты

освоения

Личностные результаты в соответствии с Программой воспитания и рабочей
программы воспитания МАОУ гимназии № 5 отражают сформированность, в
том числе в части:
1.
Гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине - России;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
- уважение к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений.
3.Эстетического воспитания:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
5.Трудового воспитания:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
6. Экологического воспитания:
- бережное отношение к природе;
- неприятие действий, приносящих ей вред.
7. Ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира;
-познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и

28

самостоятельность в познании.
В результате освоения программы любителей чтения «Лучик» формируются
следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из
аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным
фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою
этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома
и т. д.
Прогнозируемые результаты реализации программы внеурочной
деятельности:
• проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора;
• умение работать с книгой;
• умение работать с текстом;
• заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных
способностей у своих детей.
Уровни результатов внеурочной деятельности

29

1 уровень: Развитие читательских умений и интереса к чтению книг.
2 уровень: Формирование познавательного интереса к чтению. Развитие умений
работать в коллективе.
3 уровень: Обогащение нравственно-этического опыта ребёнка. Умение
использовать его самостоятельно.
Формы организации клубных занятий могут быть различными:
• литературные игры
• конкурсы-кроссворды
• библиотечные занятия
• путешествия по страницам книг
• проекты
• встречи с писателями своего края
• занятия - спектакли
• работа в малых группах
• экскурсии и т.д.

3. Тематическое планирование
1 класс- 17 ч
Раздел

К-во
ч

Темы

2

Учебная книга. 1
Элементы
структуры
учебной книги
Классификация
книг по темам
и жанрам
(работа в
группах).
Книги о Родине 1
и родной
природе
детских
писателей
(книгапроизведение и
книга-сборник)
Читальный зал:
культура
самостоятельно
й работы с
выбранной
книгой

Здравствуй,
книга!

2

Книги о
Родине и
родной
природе.

К-во ч
ауд вне
ит
ауд
ит

1

1

Основные виды
деятельности
обучающихся (на
уровне УУД)
Предметные умения:
—осознавать
значимость чтения
для личного развития;
—формировать
потребность в
систематическом
чтении;
—использовать
разные виды чтения
(ознакомительное,
изучающее,
выборочное,
поисковое);
—уметь
самостоятельно
выбирать
интересующую
литературу;
—пользоваться
справочными
источниками для
понимания и

Основные
направления
воспитательной
деятельности

3,7

1,3

30

3

Писатели
детям.

2
Народная
мудрость.
Книгисборники.

3

По
страницам
книг
В.Сутеева.

3

Сказки
народов
мира.

Книги детских
писателейклассиков
Детские книги
с рассказами
современных
писателей
Инсценировани
е картинэпизодов из
выбранной
книги
Книгисборники
малых жанров
фольклора.
Игры
«Посчитайся»,
«Отгадай
загадку».
Творческая
работа «Сочини
загадку».
Книги В.
Сутеева
(книгисборники,
книгипроизведения)
Игра «По
страницам
сказок В.
Сутеева».
Библиографиче
ская справка
(информация)
об авторе в
структуре
книгисборника
Книгисборники
«Русские
народные
сказки».
Книгипроизведения
Сказки народов
России и
народов мира.
Инсценирован
ие.

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

получения
дополнительной
информации.
Регулятивные
умения:
— уметь работать с
книгой, пользуясь
алгоритмом учебных
действий;
-уметь
самостоятельно
работать с новым
произведением;
- уметь работать в
парах и группах,
участвовать в
проектной
деятельности,
литературных играх;
— уметь определять
свою роль в общей
работе и оценивать
свои результаты.
Познавательные
учебные умения:
—прогнозировать
содержание книги до
чтения, используя
информацию из
аппарата книги;
— отбирать книги по
теме, жанру и
авторской
принадлежности;
— ориентироваться в
мире книг (работа с
каталогом, с
открытым
библиотечным
фондом);
— составлять краткие
аннотации к
прочитанным книгам;
—пользоваться
словарями,
справочниками,
энциклопедиями.
Коммуникативные
учебные умения:
—участвовать в
беседе о прочитанной
книге, выражать своё

1,3

1,3

3,6

1,3,

31

Книги2
сборники
стихотворен
ий для
детей.

Домики-сказки
(коллективная
проектная
деятельность).
Стихотворения
о детях и для
детей

1

Литературная
игра
«Послушай и
назови».

ИТОГО

17

3

Книга,
здравствуй!

4

Книги о
твоих
ровесниках.

1

10
Роль книги в
жизни
человека.
Конкурс
«Пословицы о
книге и
учении».
Художественн
ые книги.
Художникиоформители.
Библиотечный
урок «Дети —
герои детских
книг».
Выставка книг.
Книгисборники
детских
писателей.
Детские
журналы
«Почитай-ка»,
«Зёрнышко»
(электронная
версия).
Живой журнал
«Парад героевсверстников»

мнение и
аргументировать свою
точку зрения;
—оценивать
поведение героев с
3
точки зрения морали,
формировать свою
этическую позицию;
— высказывать своё
суждение об
оформлении и
структуре книги;
— участвовать в
конкурсах чтецов и
рассказчиков;
- соблюдать правила
общения и поведения
в школе, библиотеке,
дома

7

2 класс - 17ч
Предметные умения: 1,3
1
1

1

1

1

1

1

—осознавать
значимость чтения
для личного развития;
—формировать
потребность в
систематическом
чтении;
—использовать
разные виды чтения
(ознакомительное,
изучающее,
выборочное,
поисковое);
—уметь
самостоятельно
выбирать
интересующую
литературу;
—пользоваться
справочными
источниками для
понимания и
получения
дополнительной
информации.
Регулятивные
умения:

3,5

32

4

Книги для
детей.

4

Старые
добрые
сказки.

2

Защитникам
Отечества
посвящается.

Книгисборники
о
детях
Книгисборники для
детей
Книги о
животных для
детей
Книгисборники
стихотворений
для детей
Книги сказок
народов мира.
Сборники
сказок
Переводчики,
пересказчики и
обработчики
сказок народов
других стран
Сказки народов
мира с
«бродячими»
сюжетами
Народные
сказки на
страницах
детских
журналов
Книги о
защитниках
Отечества.
Былины и
сказы о
защитниках
Отечества.
Работа с
книгой А.
Гайдара
«Сказка о
Военной тайне,
МальчишеКибальчише и
о его твёрдом
слове»

1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

— уметь работать с
3
книгой, пользуясь
алгоритмом учебных
действий;
-уметь
самостоятельно
работать с новым
произведением;
- уметь работать в
парах и группах,
участвовать в
проектной
деятельности,
литературных играх;
3,6
— уметь определять
свою роль в общей
работе и оценивать
свои результаты.
Познавательные
учебные умения:
—прогнозировать
содержание книги до
чтения, используя
информацию из
аппарата книги;
— отбирать книги по
теме, жанру и
авторской
принадлежности;
— ориентироваться в
мире книг (работа с
каталогом, с
1,7
открытым
библиотечным
фондом);
— составлять краткие
аннотации к
прочитанным книгам;
—пользоваться
словарями,
справочниками,
энциклопедиями.
Коммуникативные
учебные умения:
—участвовать в
беседе о прочитанной
книге, выражать своё
мнение и
аргументировать свою
точку зрения;
—оценивать
поведение героев с
точки зрения морали,

33
формировать свою
этическую позицию;
— высказывать своё
суждение об
оформлении и
структуре книги;
— участвовать в
конкурсах чтецов и
рассказчиков;
- соблюдать правила
общения и поведения
в школе, библиотеке,
дома

Итого

17

12

5

3 класс -17ч
2

Книги1
сборники о
былинных
героях.
Былины, сказы,
легенды.
Библия.
1
Детская библия
(разные
издания)

3

Волшебные
1
сказки
(народные
и
литературные):
книга-сборник

История
книги.
Библиотеки.

По дорогам
сказок.
Сказки
народные и
литературн
ые.

Книги –
3
сборники.
Басни и
баснописцы
.

Сравнение
сказок
с
загадками
Конкурскроссворд
«Волшебные
предметы».
Книгисборники басен
И. Крылова.
Русские
баснописцы И.
Хемницер, А.
Измайлов, И.
Дмитриев.
Чтение басен с
«бродячими»
сюжетами.

1
1

1
1

1

Предметные умения:
—осознавать
значимость чтения
для личного развития;
—формировать
потребность в
систематическом
чтении;
—использовать
разные виды чтения
(ознакомительное,
изучающее,
выборочное,
поисковое);
—уметь
самостоятельно
выбирать
интересующую
литературу;
—пользоваться
справочными
источниками для
понимания и
получения
дополнительной
информации.
Регулятивные
умения:
— уметь работать с
книгой, пользуясь
алгоритмом учебных
действий;
-уметь
самостоятельно
работать с новым

1,3

3,5,6,

6

34

2
Книги о
родной
природе.

2
Дети –
герои книг.

3

Газеты и
журналы
для детей.

2

Книги
зарубежных
писателей.

Басни Эзопа и
Л.Н. Толстого.
Сборники
стихотворений
о родной
природе.
Проект
«Краски и
звуки стихов о
природе».
Рукописная
книга.
Книги о детях
(Л. Пантелеев,
А. Гайдар, В.
Драгунский и
др.).
Проект
«Расскажи о
любимом
писателе».
Что такое
периодика.
Детские газеты
и журналы.
История
изданий для
детей
Создание
классной
газеты или
журнала
(работа в
группах).
Книги
зарубежных
писателей
Переводчики
книг.

1

1

1

1

1

1
1

1
1

произведением;
- уметь работать в
парах и группах,
3,6,7
участвовать в
проектной
деятельности,
литературных играх;
— уметь определять
свою роль в общей
работе и оценивать
свои результаты.
Познавательные
учебные умения:
3,5
—прогнозировать
содержание книги до
чтения, используя
информацию из
аппарата книги;
— отбирать книги по
теме, жанру и
авторской
принадлежности;
1,3
— ориентироваться в
мире книг (работа с
каталогом, с
открытым
библиотечным
фондом);
— составлять краткие
аннотации к
прочитанным книгам;
—пользоваться
словарями,
справочниками,
энциклопедиями.
Коммуникативные
учебные умения:
—участвовать в
беседе о прочитанной
книге, выражать своё
мнение и
аргументировать свою
точку зрения;
—оценивать
поведение героев с
точки зрения морали,
формировать свою
этическую позицию;
— высказывать своё
суждение об
оформлении и
структуре книги;

35
— участвовать в
конкурсах чтецов и
рассказчиков;
- соблюдать правила
общения и поведения
в школе, библиотеке,
дома

Итого

34

14

3

4 класс- 17ч
Крупицы
народной
мудрости.

Мифы
народов
мира.

4

2

Русские
2
писателисказочники.

2

Сборники
произведений
фольклора.
Героические
песни о Родине
и героях
России
Книга С.
Алексеева
«Рассказы о
Суворове и
русских
солдатах» в
разных
изданиях.
Проект «Русь
великая в
пословицах и
поговорках»
Книги с
мифами
народов мира:
древнерусские,
древнегречески
е, китайские и
т. д. Выставка
книг.
Конкурскроссворд
«Мифологичес
кие герои».
Библиотека
сказок.
Фольклорные
корни сказок.
Сказка сказок
П.П. Ершова
«КонёкГорбунок».
Библиотечный
урок. Храм
книги.

1
1

1

1

1

1

1

1

1

Предметные умения:
—осознавать
значимость чтения
для личного развития;
—формировать
потребность в
систематическом
чтении;
—использовать
разные виды чтения
(ознакомительное,
изучающее,
выборочное,
поисковое);
—уметь
самостоятельно
выбирать
интересующую
литературу;
—пользоваться
справочными
источниками для
понимания и
получения
дополнительной
информации.
Регулятивные
умения:
— уметь работать с
книгой, пользуясь
алгоритмом учебных
действий;
-уметь
самостоятельно
работать с новым
произведением;
- уметь работать в
парах и группах,
участвовать в
проектной
деятельности,
литературных играх;

1,3

1,3

1,3,5

1,3,7

36

Книги,
книги,
книги.
3

Словари,
справочники,
энциклопедии

4

Писатели о
писателях.
Очерки и
воспоминан
ия.

Итого

34

Библиотека.
Первые
библиотеки.
Книга.
Элементы
книги. Виды
книг
«Хранители
слов» —
словари. Играконкурс
«Объясни
слово»
Справочники и
энциклопедии.
Детская
энциклопедия
«Что
такое?
Кто такой?».
Игра «100
вопросов
Почемучек»:
составление
вопросов и
нахождение
ответов в
книгахсправочниках.
Книгисборники
«Очерки и
воспоминания»
Очерки С.
Михалкова К.
Чуковского
Воспоминания
Л.Н. Толстого,
А. Куприна
«Воспоминани
я об А.П.
Чехове».
Творческая
работа: очерк о
своём городе, о
своём классе, о
любимой
книге.

1

1

1

1

1

1
1

1

10

7

— уметь определять
свою роль в общей
работе и оценивать
свои результаты.
Познавательные
учебные умения:
—прогнозировать
содержание книги до
1,3,7
чтения, используя
информацию из
аппарата книги;
— отбирать книги по
теме, жанру и
авторской
принадлежности;
— ориентироваться в
мире книг (работа с
каталогом, с
открытым
библиотечным
фондом);
— составлять краткие
аннотации к
прочитанным книгам;
—пользоваться
словарями,
справочниками,
энциклопедиями.
Коммуникативные
1,3,7
учебные умения:
—участвовать в
беседе о прочитанной
книге, выражать своё
мнение и
аргументировать свою
точку зрения;
—оценивать
поведение героев с
точки зрения морали,
формировать свою
этическую позицию;
— высказывать своё
суждение об
оформлении и
структуре книги;
— участвовать в
конкурсах чтецов и
рассказчиков;
- соблюдать правила
общения и поведения
в школе, библиотеке,
дома

37

____

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей нач. классов МАОУ СОШ №22
от 29.08.2023 года №1
______
___________ И.А.Чухнова

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_________Н.Е. Турчина
от 30.08.2023 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».