МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края Управление Образования город Новороссийск СОШ №22 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология» для обучающихся 1-4классов ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по учебному предмету «Технология» включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию. Содержание обучения раскрывается через модули. Приведён перечень универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных, формирование которых может быть достигнуто средствами учебного предмета «Технология» с учётом возрастных особенностей обучающихся начальных классов. В первом классе предлагается пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только начинается. В познавательных универсальных учебных действиях выделен специальный раздел «Работа с информацией». С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных УУД (определённые волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных УУД (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения), их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность». Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» Предлагаемая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной области (предмету) «Технология» и обеспечивает обозначенную в нём содержательную составляющую по данному учебному предмету. В соответствии с требованиями времени и инновационными установками отечественного образования, обозначенными во ФГОС НОО, данная программа обеспечивает реализацию обновлённой концептуальной идеи учебного предмета «Технология». Её особенность состоит в формировании у обучающихся социально ценных качеств, креативности и общей культуры личности. Новые социально-экономические условия требуют включения каждого учебного предмета в данный процесс, а уроки технологии обладают большими специфическими резервами для решения данной задачи, особенно на уровне начального образования. В частности, курс технологии обладает возможностями в укреплении фундамента для развития умственной деятельности обучающихся начальных классов. В курсе технологии осуществляется реализация широкого спектра межпредметных связей. Математика — моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами. Изобразительное искусство — использование средств художественной выразительности, законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Окружающий мир — природные формы и конструкции как универсальный источник инженернохудожественных идей для мастера; природа как источник сырья, этнокультурные традиции. Родной язык — использование важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных 2 текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности. Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии. Важнейшая особенность уроков технологии в начальной школе — предметно-практическая деятельность как необходимая составляющая целостного процесса интеллектуального, а также духовного и нравственного развития обучающихся младшего школьного возраста. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей школьников, стремления активно знакомиться с историей материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительного отношения к ним. Занятия продуктивной деятельностью закладывают основу для формирования у обучающихся социально-значимых практических умений и опыта преобразовательной творческой деятельности как предпосылки для успешной социализации личности младшего школьника. На уроках технологии ученики овладевают основами проектной деятельности, которая направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и использовать информацию. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» Основной целью предмета является успешная социализация обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения культурологических и конструкторскотехнологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений, представленных в содержании учебного предмета. Для реализации основной цели и концептуальной идеи данного предмета необходимо решение системы приоритетных задач: образовательных, развивающих и воспитательных. Образовательные задачи курса: формирование общих представлений о культуре и организации трудовой деятельности как важной части общей культуры человека; становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и современных производствах и профессиях; формирование основ чертёжно-графической грамотности, умения работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема); формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений. Развивающие задачи: развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через формирование практических умений; расширение культурного кругозора, развитие способности творческого использования полученных знаний и умений в практической деятельности; развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной деятельности посредством включения мыслительных операций в ходе выполнения практических заданий; развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к изобретательской деятельности. Воспитательные задачи: воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражённых в материальном мире; 3 развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности; воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации; становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы; воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Согласно требованиям ФГОС общее число часов на изучение курса «Технология» по 1 часу в неделю, в 1 классе — 33 часа, во 2-4 классах – 34 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1. Технологии, профессии и производства Природа как источник сырьевых ресурсов и творчества мастеров. Красота и разнообразие природных форм, их передача в изделиях из различных материалов. Наблюдения природы и фантазия мастера — условия создания изделия. Бережное отношение к природе. Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии. Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в зависимости от вида работы. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов; поддержание порядка во время работы; уборка по окончании работы. Рациональное и безопасное использование и хранение инструментов. Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами. Профессии сферы обслуживания. Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи. 2. Технологии ручной обработки материалов Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов. Использование конструктивных особенностей материалов при изготовлении изделий. Основные технологические операции ручной обработки материалов: разметка деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборка изделия, отделка изделия или его деталей. Общее представление. Способы разметки деталей: на глаз и от руки, по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров) с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему. Чтение условных графических изображений (называние операций, способов и приёмов работы, последовательности изготовления изделий). Правила экономной и аккуратной разметки. Рациональная разметка и вырезание нескольких одинаковых деталей из бумаги. Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и др. Приёмы и правила аккуратной работы с клеем. Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и др.), их правильное, рациональное и безопасное использование. 4 Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и др.). Приёмы изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка на глаз, отделение части (стекой, отрыванием), придание формы. Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства. Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание и др. Резание бумаги ножницами. Правила безопасной работы, передачи и хранения ножниц. Картон. Виды природных материалов (плоские — листья и объёмные — орехи, шишки, семена, ветки). Приёмы работы с природными материалами: подбор материалов в соответствии с замыслом, составление композиции, соединение деталей (приклеивание, склеивание с помощью прокладки, соединение с помощью пластилина). Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах. Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и др.). Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка. Использование дополнительных отделочных материалов. 3. Конструирование и моделирование Простые и объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и др.) и способы их создания. Общее представление о конструкции изделия; детали и части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции. Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов. Образец, анализ конструкции образцов изделий, изготовление изделий по образцу, рисунку. Конструирование по модели (на плоскости). Взаимосвязь выполняемого действия и результата. Элементарное прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого/необходимого результата; выбор способа работы в зависимости от требуемого результата/замысла. 4. Информационно-коммуникативные технологии Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях. Информация. Виды информации. Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень) Познавательные УУД: ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного); воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную, графическую); анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять основные и второстепенные составляющие конструкции; сравнивать отдельные изделия (конструкции), находить сходство и различия в их устройстве. Работа с информацией: воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя или в учебнике), использовать её в работе; понимать и анализировать простейшую знаково-символическую информацию (схема, рисунок) и строить работу в соответствии с ней. Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное мнение, отвечать на вопросы, выполнять правила этики общения: уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого; строить несложные высказывания, сообщения в устной форме (по содержанию изученных тем). 5 Регулятивные УУД: принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную учебную задачу; действовать по плану, предложенному учителем, работать с опорой на графическую инструкцию учебника, принимать участие в коллективном построении простого плана действий; понимать и принимать критерии оценки качества работы, руководствоваться ими в процессе анализа и оценки выполненных работ; организовывать свою деятельность: производить подготовку к уроку рабочего места, поддерживать на нём порядок в течение урока, производить необходимую уборку по окончании работы; выполнять несложные действия контроля и оценки по предложенным критериям. Совместная деятельность: проявлять положительное отношение к включению в совместную работу, к простым видам сотрудничества; принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы, в процессе изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В результате изучения предмета «Технология» у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования: первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; уважительное отношение к труду и творчеству мастеров; осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы; ответственное отношение к сохранению окружающей среды; понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире; чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов; проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды; эстетические чувства — эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры; проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации; мотивация к творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической преобразующей деятельности; проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами; готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения; проявление толерантности и доброжелательности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия. Познавательные УУД: ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях; 6 осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и несущественных признаков; сравнивать группы объектов/изделий, выделять в них общее и различия; делать обобщения (технико-технологического и декоративно-художественного характера) по изучаемой тематике; использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической творческой деятельности; комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной задачей; понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической деятельности. Работа с информацией: осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и других доступных источниках, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой задачей; анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач в умственной и материализованной форме; выполнять действия моделирования, работать с моделями; использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности её использования для решения конкретных учебных задач; следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках. Коммуникативные УУД: вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения; формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге; создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий декоративноприкладного искусства народов России; строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания; объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия. Регулятивные УУД: рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы); выполнять правила безопасности труда при выполнении работы; планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью; устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов; выполнять действия контроля и оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы. Совместная деятельность: организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в группе: 7 обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя/лидера и подчинённого; осуществлять продуктивное сотрудничество; проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания; оказывать при необходимости помощь; понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения; предъявлять аргументы для защиты продукта проектной деятельности. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ» К концу обучения в первом классе обучающийся научится: правильно организовывать свой труд: своевременно подготавливать и убирать рабочее место, поддерживать порядок на нём в процессе труда; применять правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной работы с клеем; действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке); определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека и др.), использовать их в практической работе; определять наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин, природные, текстильные материалы и пр.) и способы их обработки (сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и пр.); выполнять доступные технологические приёмы ручной обработки материалов при изготовлении изделий; ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия; выполнять разметку деталей сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки; выделение деталей способами обрывания, вырезания и др.; сборку изделий с помощью клея, ниток и др.; оформлять изделия строчкой прямого стежка; понимать смысл понятий «изделие», «деталь изделия», «образец», «заготовка», «материал»,«инструмент», «приспособление», «конструирование», «аппликация»; выполнять задания с опорой на готовый план; обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их; соблюдать правила гигиены труда; рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по вопросам учителя); анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять основные и дополнительные детали, называть их форму, определять взаимное расположение, виды соединения; способы изготовления; распознавать изученные виды материалов (природные, пластические, бумага, тонкий картон, текстильные, клей и др.), их свойства (цвет, фактура, форма, гибкость и др.); называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления (шаблон, стека, булавки и др.), безопасно хранить и работать ими; различать материалы и инструменты по их назначению; называть и выполнять последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономно выполнять разметку деталей на глаз, от руки, по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров); точно резать ножницами по линиям разметки; придавать 8 форму деталям и изделию сгибанием, складыванием, вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой и пр.; собирать изделия с помощью клея, пластических масс и др.; эстетично и аккуратно выполнять отделку раскрашиванием, аппликацией, строчкой прямого стежка; использовать для сушки плоских изделий пресс; с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, шаблон; различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий; понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема), конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку; осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в коллективных работах под руководством учителя; выполнять несложные коллективные работы проектного характера. 9 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные работы практические работы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Модуль 1. ТЕХНОЛОГИИ, ПРОФЕССИИ И ПРОИЗВОДСТВА 1.1. Природа как источник сырьевых ресурсов и творчества мастеров 1 0 0 формировать общее понятие об изучаемых материалах, их происхождение, разнообразие и основные свойства, понимать отличие материалов от инструментов и приспособлений; Педагогическое наблюдение; 1.2. Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии 1 0 0 формировать общее понятие об изучаемых материалах, их происхождение, разнообразие и основные свойства, понимать отличие материалов от инструментов и приспособлений; Педагогическое наблюдение; 1.3. Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в зависимости от вида работы 1 0 0 подготавливать рабочее место в зависимости от вида работы. Рационально размещать на рабочем месте материалы и инструменты; поддерживать порядок во время работы; убирать рабочее место по окончании работы под руководством учителя; Педагогическое наблюдение; 1.4. Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами. Профессии сферы обслуживания 1 0 0 знакомиться с профессиями, связанными с изучаемыми материалами и производствами; Педагогическое наблюдение; 1.5. Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи 2 0 0 приводить примеры традиций и праздников народов России, ремёсел, обычаев и производств, связанных с изучаемыми материалами и производствами; Устный опрос; Итого по модулю 6 Модуль 2. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ 2.1. Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов. Использование конструктивных особенностей материалов при изготовлении изделий 0.5 0 0 под руководством учителя организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место для работы с бумагой и картоном, правильно и рационально размещать инструменты и материалы в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся, в процессе выполнения изделия контролировать и при необходимости восстанавливать порядок на рабочем месте; убирать рабочее место; Педагогическое наблюдение; 2.2. Основные технологические операции ручной обработки материалов: разметка деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборка изделия, отделка изделия или его деталей 0.5 0 0 под руководством учителя наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету, толщине, прочности. Осваивать отдельные приёмы работы с бумагой (сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание, резание бумаги ножницами и др.), правила безопасной работы, правила разметки деталей (экономия материала, аккуратность); Практическая работа; 10 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 2.3. Способы разметки деталей: на глаз и от руки, по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров) с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему 0.5 0 читать простые графические схемы изготовления изделия и выполнять изделие по заданной схеме под руководством учителя; 0 11 Практическая работа; 2.4. Чтение условных графических изображений (называние операций, способов и приёмов работы, последовательности изготовления изделий) 0.5 0 0 читать простые графические схемы изготовления изделия и выполнять изделие по заданной схеме под руководством учителя; Устный опрос; 2.5. Правила экономной и аккуратной разметки. Рациональная разметка и вырезание нескольких одинаковых деталей из бумаги 0.5 0 0 определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, шаблон и др.), использовать их в практической работе; Практическая работа; 2.6. Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и др. Приёмы и правила аккуратной работы с клеем 0.5 0 0 применять правила безопасной и аккуратной работы ножницами, клеем; Практическая работа; 2.7. Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.) 1 0 0 под руководством учителя анализировать конструкцию изделия, обсуждать варианты изготовления изделия, выполнять основные технологические операции ручной обработки материалов: разметку деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборку изделия и отделку изделия или его деталей по заданному образцу; Практическая работа; 2.8. Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в зависимости от их свойств и видов изделий 1 0 0 под руководством учителя анализировать конструкцию изделия, обсуждать варианты изготовления изделия, выполнять основные технологические операции ручной обработки материалов: разметку деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборку изделия и отделку изделия или его деталей по заданному образцу; Устный опрос; 2.9. Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства. Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание и др. 1 0 0 под руководством учителя наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету, толщине, прочности. Осваивать отдельные приёмы работы с бумагой (сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание, резание бумаги ножницами и др.), правила безопасной работы, правила разметки деталей (экономия материала, аккуратность); Устный опрос; 2.10. Резание бумаги ножницами. Правила безопасной работы, передачи и хранения ножниц. Картон 1 0 0 применять правила безопасной и аккуратной работы ножницами, клеем; Практическая работа; 2.11. Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и др.). 1 0 0 Наблюдать и называть свойства пластилина (или других используемых пластических масс): цвет, пластичность; Использовать стеки при работе с пластичными материалами, а также при отделке изделия или его деталей; Устный опрос; 2.12. Приёмы изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка на глаз, отделение части (стекой, отрыванием), придание формы 1 0 0 Использовать при лепке приёмы работы с пластичными материалами (сплющивание, скручивание, разрезание, прищипывание и др.); Практическая работа; 2.13. Виды природных материалов (плоские — листья и объёмные — орехи, шишки, семена, ветки) 1 0 0 Называть известные деревья и кустарники, которым принадлежит собранный природный материал; Устный опрос; 2.14. Приёмы работы с природными материалами: подбор материалов в соответствии с замыслом, составление композиции, соединение деталей 1 0 0 Сравнивать природные материалы по цвету, форме, прочности; Понимать особенности работы с природными материалами; Использовать для подготовки материалов к работе технологии сушки растений; Практическая работа; 12 2.15. Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах 1 0 Исследовать строение (переплетение нитей) и общие свойства нескольких видов тканей (сминаемость, прочность), сравнивать виды тканей между собой и с бумагой; Определять лицевую и изнаночную стороны ткани; 0 13 Устный опрос; 2.16. Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и др.) 1 0 0 Знать строение иглы, различать виды швейных приспособлений, виды игл, их назначение, различия в конструкциях, применять правила хранения игл и булавок; Педагогическое наблюдение; 2.17. Использование дополнительных отделочных материалов 1 0 0 Отбирать инструменты и приспособления для работы с текстильными материалами; Практическая работа; 2.18. Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка 1 0 0 Знать понятия «игла — швейный инструмент», «швейные приспособления», «строчка», «стежок», понимать назначение иглы; Использовать приём осыпания края ткани, выполнять прямую строчку стежков и варианты строчки прямого стежка (перевивы«змейка», «волна», «цепочка»). Понимать назначение изученных строчек (отделка, соединение деталей); Практическая работа; Итого по модулю 15 Модуль 3. КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ 3.1. Простые и объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и др.) и способы их создания 1 0 0 Иметь общее представление о конструкции изделия, детали и части изделия, их взаимном расположении в общей конструкции; анализировать конструкции образцов изделий, выделять основные и дополнительные детали конструкции, называть их форму и способ соединения; анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме; Практическая работа; 3.2. Общее представление о конструкции изделия; детали и части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции 1 0 0 Изготавливать простые и объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и др.), по модели (на плоскости), рисунку; Педагогическое наблюдение; 3.3. Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов 2 0 0 Использовать в работе осваиваемые способы соединения деталей в изделиях из разных материалов; Практическая работа; 3.4. Образец, анализ конструкции образцов изделий, изготовление изделий по образцу, рисунку 2 0 0 Определять порядок действий в зависимости от желаемого/необходимого результата; выбирать способ работы с опорой на учебник или рабочую тетрадь в зависимости от требуемого результата/замысла; Практическая работа; 3.5. Конструирование по модели (на плоскости) 2 0 0 Определять порядок действий в зависимости от желаемого/необходимого результата; выбирать способ работы с опорой на учебник или рабочую тетрадь в зависимости от требуемого результата/замысла; Практическая работа; 3.6. Взаимосвязь выполняемого действия и результата. Элементарное прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого/необходимого результата; выбор способа работы в зависимости от требуемого результата/замысла 2 0 0 Использовать в работе осваиваемые способы соединения деталей в изделиях из разных материалов; Определять порядок действий в зависимости от желаемого/необходимого результата; выбирать способ работы с опорой на учебник или рабочую тетрадь в зависимости от требуемого результата/замысла; Устный опрос; Итого по модулю 10 Модуль 4. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 14 4.1. Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях 1 0 Анализировать готовые материалы, представленные учителем на информационных носителях; 0 15 Педагогическое наблюдение; 4.2. Информация. Виды информации 1 Итого по модулю 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 33 0 0 0 0 19.05.2023 Выполнять простейшие преобразования информации (например, перевод текстовой информации в рисуночную и/или табличную форму); Педагогическое наблюдение; ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные работы практические работы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Модуль 1. ТЕХНОЛОГИИ, ПРОФЕССИИ И ПРОИЗВОДСТВА 1.1. Рукотворный мир — результат труда человека. Элементарные представления об основном принципе создания мира вещей: прочность конструкции, удобство использования, эстетическая выразительность 1 0 0 Выбирать правила безопасной работы, выбирать инструменты и приспособления в зависимости от технологии изготавливаемых изделий. Изучать возможности использования изучаемых инструментов и приспособлений людьми разных профессий; Педагогическое наблюдение; 1.2. Средства художественной выразительности (композиция, цвет, тон и др.). Изготовление изделий с учётом данного принципа. 1 0 0 Организовывать рабочее место в зависимости от вида работы. Рационально размещать на рабочем месте материалы и инструменты; владеть правилами безопасного использования инструментов; Педагогическое наблюдение; 1.3. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения (выделения) деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений 1 0 0 Формировать общее понятие о материалах, их происхождении; Устный опрос; 1.4. Изготовление изделий из различных материалов с соблюдением этапов технологического процесса 1 0 0 Формировать общее понятие о материалах, их происхождении; Практическая работа; 16 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1.5. Традиции и современность. Новая жизнь древних профессий. Совершенствование их технологических процессов. Мастера и их профессии; правила мастера. Культурные традиции 2 0 0 Формировать общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения (выделения) деталей, формообразование деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений; Выполнять отделку в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты); Педагогическое наблюдение; 1.6. Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые проекты 2 0 1 Изучать особенности профессиональной деятельности людей, связанной с изучаемым материалом; Практическая работа; Итого по модулю 8 Модуль 2. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ 17 2.1. Многообразие материалов, их свойств и их практическое применение в жизни. Исследование и сравнение элементарных физических, механических и технологических свойств различных материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. 0.5 0 0 По заданному образцу организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место для работы с бумагой и картоном, правильно и рационально размещать инструменты и материалы в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся, под контролем учителя в процессе выполнения изделия контролировать и при необходимости восстанавливать порядок на рабочем месте; убирать рабочее место; Устный опрос; 2.2. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов в процессе изготовления изделия: разметка деталей (с помощью линейки (угольника, циркуля), формообразование деталей (сгибание, складывание тонкого картона и плотных видов бумаги и др.), сборка изделия (сшивание) 0.5 0 0 Применять правила рационального и безопасного использования чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль). Определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда, использовать их в практической работе; Наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаг. Называть особенности использования различных видов бумаги. С помощью учителя выбирать вид бумаги для изготовления изделия. Осваивать отдельные приёмы работы с бумагой, правила безопасной работы, правила разметки деталей; Практическая работа; 2.3. Подвижное соединение деталей изделия 0.5 0 0 Наблюдать за изменением свойств бумаги и картона при воздействии внешних факторов (например, при сминании, намачивании), сравнивать свойства бумаги и картона; обсуждать результаты наблюдения, коллективно формулировать вывод: каждый материал обладает определённым набором свойств, которые необходимо учитывать при выполнении изделия; не из всего можно сделать всё; Практическая работа; 2.4. Использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от вида и назначения изделия 0.5 0 0 Наблюдать за изменением свойств бумаги и картона при воздействии внешних факторов (например, при сминании, намачивании), сравнивать свойства бумаги и картона; обсуждать результаты наблюдения, коллективно формулировать вывод: каждый материал обладает определённым набором свойств, которые необходимо учитывать при выполнении изделия; не из всего можно сделать всё; Устный опрос; 2.5. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, схема 0.5 0 0 Различать виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, схема. Использовать в практической работе чертёжные инструменты — линейку (угольник, циркуль), знать их функциональное назначение, конструкцию; Педагогическое наблюдение; 2.6. Чертёжные инструменты — линейка (угольник, циркуль). Их функциональное назначение, конструкция. Приёмы безопасной работы колющими (циркуль) инструментами 0.5 0 0 Читать графическую чертёжную документацию: рисунок, простейший чертёж, эскиз и схему с учётом условных обозначений; Практическая работа; 18 2.7. Технология обработки бумаги и картона 1 0 1 Наблюдать за изменением свойств бумаги и картона при воздействии внешних факторов (например, при сминании, намачивании), сравнивать свойства бумаги и картона; обсуждать результаты наблюдения, коллективно формулировать вывод: каждый материал обладает определённым набором свойств, которые необходимо учитывать при выполнении изделия; не из всего можно сделать всё; Педагогическое наблюдение; 2.8. Назначение линий чертежа (контур, линия разреза, сгиба, выносная, размерная). Чтение условных графических изображений 0.5 0 0 Анализировать конструкцию изделия, обсуждать варианты изготовления изделия, называть и выполнять основные технологические операции ручной обработки материалов в процессе изготовления изделия: разметку деталей с помощью линейки (угольника, циркуля), выделение деталей, формообразование деталей (сгибание, складывание тонкого картона и плотных видов бумаги), сборку изделия (склеивание) и отделку изделия или его деталей по заданному образцу и самостоятельно при выполнении изделия в изученной технике; Выполнять подвижное соединение деталей изделия на проволоку, толстую нитку; Планировать свою деятельность по предложенному в учебнике, рабочей тетради образцу; Педагогическое наблюдение; 2.9. Построение прямоугольника от двух прямых углов (от одного прямого угла). 0.5 0 0 Выполнять построение прямоугольника от двух прямых углов, от одного прямого угла; Практическая работа; 2.10 Сгибание и складывание тонкого картона и плотных видов бумаги — биговка 0.5 0 0 Выполнять построение прямоугольника от двух прямых углов, от одного прямого угла; Выполнять разметку деталей и изготовление изделий из бумаги способом сгибания и складывания; Практическая работа; 2.11. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме 0.5 0 0 Выполнять разметку деталей и изготовление изделий из бумаги способом сгибания и складывания; Практическая работа; 2.12. Использование измерений, вычислений и построений для решения практических задач 0.5 0 0 Использовать способы разметки и вырезания симметричных форм («гармошка», надрезы, скручивание и др.); При выполнении операций разметки и сборки деталей использовать особенности работы с тонким картоном и плотными видами бумаги, выполнять биговку; Педагогическое наблюдение; 0.5 0 0 Различать подвижные и неподвижные соединения деталей в конструкции; использовать щелевой замок; Практическая работа; 2.13. Подвижное соединение деталей на проволоку, толстую нитку. 19 2.14. Технология обработки текстильных материалов. Строение ткани (поперечное и продольное направление нитей). Ткани и нитки растительного происхождения (полученные на основе натурального сырья) 1 0 Сравнивать различные виды нитей для работы с тканью и изготовления других изделий; Наблюдать строение ткани (поперечное и продольное направление нитей), ткани и нитки растительного происхождения (полученные на основе натурального сырья), различать виды натуральных тканей: хлопчатобумажные, шёлковые, шерстяные, их происхождение, сравнение образцов. Определять лицевую и изнаночную стороны тканей (кроме шерстяных); 0 20 Устный опрос; 2.15. Виды ниток (швейные, мулине) 1 0 0 Определять виды ниток: шёлковые, мулине, швейные, пряжа, их использование; Определять под руководством учителя сырьё для производства натуральных тканей (хлопковые и льняные ткани вырабатывают из волокон растительного происхождения; шерстяные производят из волокна, получаемого из шерсти животных); Выбирать виды ниток и ткани в зависимости от выполняемых работ и назначения под руководством учителя; Устный опрос; 2.16. Трикотаж, нетканые материалы (общее представление), его строение и основные свойства 1 0 0 Самостоятельно анализировать образцы изделий по памятке, выполнять работу по технологической карте; Выполнять разметку с помощью лекала (простейшей выкройки); Выполнять выкраивание деталей изделия при помощи ножниц; Устный опрос; 2.17. Варианты строчки прямого стежка (перевивы, наборы) и/или строчка косого стежка и её варианты (крестик, стебельчатая, ёлочка) 1 0 1 Выполнять выкраивание деталей изделия при помощи ножниц; Расходовать экономно ткань и нитки при изготовлении изделия; Понимать особенности разметки деталей кроя и резания (раскрой) ткани и по лекалу (или выкройке); Педагогическое наблюдение; 1 0 1 По заданному образцу организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место для работы с бумагой и картоном, правильно и рационально размещать инструменты и материалы в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся, под контролем учителя в процессе выполнения изделия контролировать и при необходимости восстанавливать порядок на рабочем месте; убирать рабочее место; Под руководством учителя применять правила безопасной и аккуратной работы ножницами, иглой, клеем; Определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (игла, булавка, ножницы, напёрсток), использовать их в практической работе; Знать строение иглы, различать виды швейных приспособлений, виды игл, их назначение, различия в конструкциях, применять правила хранения игл и булавок; Педагогическое наблюдение; 1 0 0 Соблюдать технологическую последовательность изготовления несложного швейного изделия (разметка деталей, выкраивание деталей, отделка деталей, сшивание деталей); Практическая работа; 2.18. Лекало. Разметка с помощью лекала (простейшей выкройки) 2.19. Технологическая последовательность изготовления несложного швейного изделия (разметка деталей, выкраивание деталей, отделка деталей, сшивание деталей) 21 2.20. Использование дополнительных материалов (например, проволока, пряжа, бусины и др.) 1 Итого по модулю 14 0 Знакомиться с вышивками разных народов России; Использовать дополнительные материалы при работе над изделием; Осуществлять контроль выполнения работы над изделием по шаблонам и лекалам; 0 22 Педагогическое наблюдение; Модуль 3. КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ 3.1. Основные и дополнительные детали. Общее представление о правилах создания гармоничной композиции. Симметрия, способы разметки и конструирования симметричных форм 2 0 0 Выделять основные и дополнительные детали конструкции, называть их форму и определять способ соединения; анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме и готовому образцу; конструировать и моделировать изделия из различных материалов по простейшему чертежу или эскизу; Вносить элементарные конструктивные изменения и дополнения в изделие в связи с дополненными/изменёнными функциями/условиями использования: изменять детали конструкции изделия для создания разных его вариантов, вносить творческие изменения в создаваемые изделия; Педагогическое наблюдение; 3.2. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по простейшему чертежу или эскизу 3 0 0 Конструировать симметричные формы, использовать способы разметки таких форм при работе над конструкцией; Практическая работа; 3.3. Подвижное соединение деталей конструкции 3 0 1 При выполнении практических работ учитывать правила создания гармоничной композиции; Конструировать симметричные формы, использовать способы разметки таких форм при работе над конструкцией; Практическая работа; 3.4. Внесение элементарных конструктивных изменений и дополнений в изделие 2 0 0 Вносить элементарные конструктивные изменения и дополнения в изделие в связи с дополненными/изменёнными функциями/условиями использования: изменять детали конструкции изделия для создания разных его вариантов, вносить творческие изменения в создаваемые изделия; Педагогическое наблюдение; Итого по модулю 10 Модуль 4. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 4.1. Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях 1 0 0 Осуществлять поиск информации, в том числе в Интернете под руководством взрослого; Анализировать готовые материалы, представленные учителем на информационных носителях; Педагогическое наблюдение; 4.2. Поиск информации. Интернет как источник информации 1 0 0 Понимать, анализировать информацию, представленную в учебнике в разных формах; Воспринимать книгу как источник информации; Наблюдать, анализировать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый и/или слайдовый план) и делать простейшие выводы; Педагогическое наблюдение; 0 5 Итого по модулю 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс 23 № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные работы практические работы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Модуль 1. ТЕХНОЛОГИИ, ПРОФЕССИИ И ПРОИЗВОДСТВА 1.1. Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса 0.5 0 0 Соблюдать правила безопасной работы, выбор инструментов и приспособлений в зависимости от технологии изготавливаемых изделий; Изучать возможности использования изучаемых инструментов и приспособлений людьми разных профессий; Педагогическое наблюдение; 1.2. Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях. Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура, техника, предметы быта и декоративноприкладного искусства 0.5 0 0 Поддерживать порядок во время работы; убирать рабочее место по окончании практической работы; Изучать важность подготовки, организации, уборки, поддержания порядка рабочего места людьми разных профессий; Педагогическое наблюдение; 1.3. Современные производства и профессии, связанные с обработкой материалов, аналогичных используемым на уроках технологии 0.5 0 0 Изучать важность подготовки, организации, уборки, поддержания порядка рабочего места людьми разных профессий; Использовать свойства материалов при работе над изделиями; Устный опрос; 1.4. Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие формы, размеров, материала и внешнего оформления изделия его назначению 0.5 0 0 Рассматривать разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях; Устный опрос; 1.5. Стилевая гармония в предметном ансамбле; гармония предметной и окружающей среды (общее представление) 1 0 0 Анализировать устройство изделия, определять в нём детали и способы их соединения; Рассматривать разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях; Устный опрос; 1.6. Мир современной техники. Информационнокоммуникационные технологии в жизни современного человека 1 0 0 Учитывать при работе над изделием общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие формы, размеров, материала и внешнего оформления изделия его назначению, стилевая гармония в предметном ансамбле; гармония предметной и окружающей среды (общее представление); Рассматривать варианты решения человеком конструкторских инженерных задач (различные отрасли, профессии) на основе изучения природных законов — жёсткость конструкции (трубчатые сооружения; треугольник как устойчивая геометрическая форма); Педагогическое наблюдение; 24 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1.7. Решение человеком инженерных задач на основе изучения природных законов — жёсткость конструкции (трубчатые сооружения, треугольник как устойчивая геометрическая форма и др.) 1 0 0 Использовать свойства материалов при работе над изделиями; Учитывать при работе над изделием общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие формы, размеров, материала и внешнего оформления изделия его назначению, стилевая гармония в предметном ансамбле; гармония предметной и окружающей среды (общее представление); Педагогическое наблюдение; 1.8. Бережное и внимательное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов и идей для технологий будущего 1 0 0 Анализировать устройство изделия, определять в нём детали и способы их соединения; Рассматривать разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях; Устный опрос; 1.9. Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные, групповые и индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики 1 0 1 Отбирать материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия в зависимости от вида работы, заменять их (с помощью учителя); Анализировать устройство изделия, определять в нём детали и способы их соединения; Практическая работа; 1.10. Совместная работа в малых группах, осуществление сотрудничества; распределение работы, выполнение социальных ролей (руководитель/лидер и подчинённый) 1 0 1 Рассматривать разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях; Приводить примеры традиций и праздников народов России, ремёсел, обычаев и производств, связанных с изучаемыми материалами и производствами; Практическая работа; Итого по модулю 8 Модуль 2. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ 2.1. Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и синтетических материалов 0.5 0 0 Определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда и выбирать необходимые инструменты и приспособления для выполнения изделий; Педагогическое наблюдение; 2.2. Разнообразие технологий и способов обработки материалов в различных видах изделий; сравнительный анализ технологий при использовании того или иного материала (например, аппликация из бумаги и ткани, коллаж и др.) 0.5 0 0 Изготавливать несложные конструкции изделий из бумаги и картона по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям. Применять разнообразные технологии и способы обработки материалов в различных видах изделий; проводить сравнительный анализ технологий при использовании того или иного материала; Устный опрос; 2.3. Выбор материалов по их декоративно-художественным и технологическим свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия 0.5 0 0 Изготавливать несложные конструкции изделий из бумаги и картона по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям. Применять разнообразные технологии и способы обработки материалов в различных видах изделий; проводить сравнительный анализ технологий при использовании того или иного материала; Устный опрос; 25 2.4. Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож, шило, и др.); называние и выполнение приёмов их рационального и безопасного использования 0.5 0 0 Применять правила рационального и безопасного использования инструментов (угольник, циркуль, игла, шило и др.); Определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда и выбирать необходимые инструменты и приспособления для выполнения изделий; Педагогическое наблюдение; 2.5. Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка материалов; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений). Биговка (рицовка) 0.5 0 0 Выполнять несложные расчёты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец, эскиз или технический рисунок. Выстраивать простые чертежи/эскизы развёртки изделия. Выполнять разметку деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Решать задачи на внесение необходимых дополнений и изменений в схему, чертёж, эскиз; Устный опрос; 2.6. Изготовление объёмных изделий из развёрток. Преобразование развёрток несложных форм 0.5 0 0 Использовать технологию выполнения объёмных изделий — корректировать конструкцию и технологию изготовления; Практическая работа; 2.7. Технология обработки бумаги и картона. Виды картона (гофрированный, толстый, тонкий, цветной и др.) 0.5 0 0 Изготавливать несложные конструкции изделий из бумаги и картона по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям. Применять разнообразные технологии и способы обработки материалов в различных видах изделий; проводить сравнительный анализ технологий при использовании того или иного материала; Устный опрос; 2.8. Чтение и построение простого чертежа/эскиза развёртки изделия 0.5 0 0 Читать простейшие чертежи развёрток, схемы изготовления изделия и выполнять изделие по заданному чертежу под руководством учителя; Устный опрос; 2.9. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Решение задач на внесение необходимых дополнений и изменений в схему, чертёж, эскиз 0.5 0 0 Изготавливать несложные конструкции изделий из бумаги и картона по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям. Применять разнообразные технологии и способы обработки материалов в различных видах изделий; проводить сравнительный анализ технологий при использовании того или иного материала; Устный опрос; 2.10 Выполнение измерений, расчётов, несложных построений 0.5 0 0 Выполнять несложные расчёты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец, эскиз или технический рисунок. Выстраивать простые чертежи/эскизы развёртки изделия. Выполнять разметку деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Решать задачи на внесение необходимых дополнений и изменений в схему, чертёж, эскиз; Практическая работа; 26 2.11. Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа, выполнение отверстий шилом 0.5 0 0 Наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства изучаемых видов бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги и картона (гофрированный, толстый, тонкий, цветной и др.). Самостоятельно выбирать вид бумаги для изготовления изделия и объяснять свой выбор. Использовать свойства бумаги и картона при изготовлении объёмных изделий, создании декоративных композиций. Осваивать отдельные приёмы работы с бумагой, правила безопасной работы, правила разметки деталей. Выполнять рицовку на картоне с помощью канцелярского ножа, отверстия шилом; Практическая работа; 2.12. Технология обработки текстильных материалов 0.5 0 0 Понимать технологию обработки текстильных материалов; Устный опрос; 2.13. Использование трикотажа и нетканых материалов для изготовления изделий 0.5 0 0 Определять и различать ткани, трикотаж, нетканое полотно. Знать особенности строения ткани, трикотажа, нетканого полотна; Устный опрос; 2.14. Использование вариантов строчки косого стежка (крестик, стебельчатая и др.) и/или вариантов строчки петельного стежка для соединения деталей изделия и отделки 0.5 0 0 Подбирать ручные строчки (варианты строчки прямого и косого стежков) для сшивания и отделки изделий; Педагогическое наблюдение; 2.15. Пришивание пуговиц (с двумя-четырьмя отверстиями) 1 0 1 Выполнять простейший ремонт изделий (пришивание пуговиц); Практическая работа; 2.16. Изготовление швейных изделий из нескольких деталей 1 0 0 Выполнять отделку изделия аппликацией, вышивкой и отделочными материалами; Работать над изделием в группах; Педагогическое наблюдение; 2.17. Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных материалов в одном изделии 1 0 1 Подбирать текстильные материалы в соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия; Устный опрос; Итого по модулю 10 Модуль 3. КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ 3.1. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе наборов «Конструктор» по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным) 2 0 1 Конструировать и моделировать изделия из наборов«Конструктор» по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным); Практическая работа; 3.2. Способы подвижного и неподвижного соединения деталей набора «Конструктор», их использование в изделиях; жёсткость и устойчивость конструкции 2 0 1 Использовать виды соединения деталей конструкции — подвижное и неподвижное, различать способы подвижного и неподвижного соединения деталей наборов типа «Конструктор», их использование в изделиях, жёсткость и устойчивость конструкции; Практическая работа; 3.3. Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений, технических устройств, бытовых конструкций 2 0 0 Создавать простые макеты и модели архитектурных сооружений, технических устройств, бытовых конструкций; Устный опрос; Педагогическое наблюдение; 27 3.4. Выполнение заданий на доработку конструкций (отдельных узлов, соединений) с учётом дополнительных условий (требований) 2 0 Дорабатывать конструкции (отдельных узлов, соединений) с учётом дополнительных условий (требований); 1 28 Практическая работа; 3.5. Использование измерений и построений для решения практических задач 2 0 1 Использовать измерения и построения для решения практических задач; Педагогическое наблюдение; 3.6. Решение задач на мысленную трансформацию трёхмерной конструкции в развёртку (и наоборот) 2 0 1 Решать задачи на трансформацию трёхмерной конструкции в развёртку (и наоборот); Педагогическое наблюдение; Итого по модулю 12 Модуль 4. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 4.1. Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации 0.5 0 0 Различать, сравнивать источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.; Педагогическое наблюдение; 4.2. Информационные технологии. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др. 0.5 0 0 Понимать значение ИКТ в жизни современного человека; Использовать компьютер для поиска, хранения и воспроизведения информации; Педагогическое наблюдение; 4.3. Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации 1 0 0 Осваивать правила набора текста, работу с программой MicrosoftWord (или другой), понимать её назначение. Создавать и сохранять документ в программе MicrosoftWord (или другой), форматировать (выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца) и печатать документ; Выполнять простейшие операции над готовыми файлами и папками (открывать, читать); Создавать небольшие тексты, редактировать их; Педагогическое наблюдение; 4.4. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастерклассы) с мастерами, Интернет, видео, DVD) 1 0 0 Воспринимать книгу как источник информации; наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) и делать выводы, умозаключения; самостоятельно заполнять технологическую карту по заданному образцу; Различать основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком; Работать с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет, видео, DVD); Педагогическое наблюдение; 4.5. Работа с текстовым редактором Microsoft Word или другим 1 0 0 Выполнять преобразование информации, в том числе переводить текстовую информацию в табличную форму; Использовать при защите проекта информацию, представленную в учебнике в разных формах; Педагогическое наблюдение; 0 9 Итого по модулю 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 класс 29 № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные работы практические работы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Модуль 1. ТЕХНОЛОГИИ, ПРОФЕССИИ И ПРОИЗВОДСТВА 1.1. Профессии и технологии современного мира 1 0 0 Изучать современные производства и профессии, связанные с обработкой материалов, аналогичных используемым на уроках технологии; Устный опрос; 1.2. Использование достижений науки в развитии технического прогресса. 1 0 0 Рассматривать профессии и технологии современного мира, использование достижений науки в развитии технического прогресса; Устный опрос; 1.3. Изобретение и использование синтетических материалов с определёнными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях. Нефть как универсальное сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластик, стеклоткань, пенопласт и др.) 1 0 0 Рассматривать использование нефти в производстве как универсального сырья. Называть материалы, получаемые из нефти; Педагогическое наблюдение; 1.4. Профессии, связанные с опасностями (пожарные, космонавты, химики и др.) 1 0 0 Изучать современные производства и профессии, связанные с обработкой материалов, аналогичных используемым на уроках технологии; Рассматривать профессии и технологии современного мира, использование достижений науки в развитии технического прогресса; Изучать влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду, способы её защиты; Устный опрос; 1.5. Информационный мир, его место и влияние на жизнь и деятельность людей. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду, способы её защиты 1 0 0 Изучать возможности использования изучаемых инструментов и приспособлений людьми разных профессий; Самостоятельно организовывать рабочее место в зависимости от вида работы и выбранных материалов; Поддерживать порядок во время работы; убирать рабочее место по окончании практической работы; Устный опрос; 1.6. Сохранение и развитие традиций прошлого в творчестве современных мастеров. Бережное и уважительное отношение людей к культурным традициям. Изготовление изделий с учётом традиционных правил и современных технологий (лепка, вязание, шитьё, вышивка и др.) 1 0 0 Изготавливать изделия с учётом традиционных правил и современных технологий (лепка, шитьё, вышивка и др.); Устный опрос; 1.7. Элементарная творческая и проектная деятельность (реализация заданного или собственного замысла, поиск оптимальных конструктивных и технологических решений) 2 0 1 Использовать конструктивные и художественные свойства материалов в зависимости от поставленной задачи; Осознанно выбирать материалы в соответствии с конструктивными особенностями изделия; Педагогическое наблюдение; 30 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1.8. Коллективные, групповые и индивидуальные проекты на основе содержания материала, изучаемого в течение учебного года 2 0 1 Определять этапы выполнения изделия на основе анализа образца, графической инструкции и самостоятельно; Выбирать в зависимости от свойств материалов технологические приёмы их обработки; Сравнивать последовательность выполнения изделий с производством в различных отраслях; Практическая работа; 1.9. Использование комбинированных техник создания конструкций по заданным условиям в выполнении учебных проектов 2 0 0 Использовать конструктивные и художественные свойства материалов в зависимости от поставленной задачи; Педагогическое наблюдение; Итого по модулю 12 Модуль 2. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ 2.1. Синтетические материалы — ткани, полимеры (пластик, поролон). Их свойства. Создание синтетических материалов с заданными свойствами 0.5 0 0 Различать синтетические материалы. Создавать синтетические материалы с заданными свойствами.; Педагогическое наблюдение; 2.2. Использование измерений, вычислений и построений для решения практических задач. Внесение дополнений и изменений в условные графические изображения в соответствии с дополнительными/изменёнными требованиями к изделию 0.5 0 0 Читать графические схемы изготовления изделия и выполнять изделие по заданной схеме; Устный опрос; 2.3. Технология обработки бумаги и картона. Подбор материалов в соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия 0.5 0 0 Изготавливать плоскостные и объёмные изделия, модели, макеты сложных форм; Выполнять моделирование, понимать и создавать простейшие виды технической документации (чертёж развёртки, эскиз, технический рисунок, схему) и выполнять по ней работу; Самостоятельно организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место для работы с пластичными материалами, правильно и рационально размещать инструменты и материалы в соответствии с индивидуальными особенностями, в процессе выполнения изделия самостоятельно проверять и восстанавливать порядок на рабочем месте; Устный опрос; 2.4. Определение оптимальных способов разметки деталей, сборки изделия 0.5 0 0 Выстраивать простые чертежи/эскизы развёртки изделия. Выполнять разметку деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Решать задачи на внесение необходимых дополнений и изменений в схему, чертёж, эскиз; Педагогическое наблюдение; 2.5. Выбор способов отделки. Комбинирование разных материалов в одном изделии 0.5 0 0 Выстраивать простые чертежи/эскизы развёртки изделия. Выполнять разметку деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Решать задачи на внесение необходимых дополнений и изменений в схему, чертёж, эскиз; Педагогическое наблюдение; 2.6. Совершенствование умений выполнять разные способы разметки с помощью чертёжных инструментов. Освоение доступных художественных техник 0.5 0 0 Выстраивать простые чертежи/эскизы развёртки изделия. Выполнять разметку деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Решать задачи на внесение необходимых дополнений и изменений в схему, чертёж, эскиз; Педагогическое наблюдение; 31 2.7. Технология обработки текстильных материалов. Обобщённое представление о видах тканей (натуральные, искусственные, синтетические), их свойствах и областей использования 0.5 0 0 Различать натуральные (растительного и животного происхождения) и химические (искусственные и синтетические) ткани, определять свойства синтетических тканей. Сравнивать свойства синтетических и натуральных тканей; Устный опрос; 2.8. Дизайн одежды в зависимости от её назначения, моды, времени. Подбор текстильных материалов в соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия 0.5 0 0 Иметь представление о дизайне одежды в зависимости от её назначения, моды, времени, изготовление моделей народного или исторического костюма народов России. Использовать и различать виды аксессуаров в одежде; Педагогическое наблюдение; 2.9. Раскрой деталей по готовым лекалам (выкройкам), собственным несложным 0.5 0 0 Выполнять раскрой деталей по готовым собственным несложным лекалам (выкройкам); Педагогическое наблюдение; 2.10. Строчка петельного стежка и её варианты («тамбур» и др.), её назначение (соединение и отделка деталей) и/или строчки петлеобразного и крестообразного стежков (соединительные и отделочные) 0.5 0 0 Подбирать ручные строчки для сшивания и отделки изделий; Педагогическое наблюдение; 2.11. Подбор ручных строчек для сшивания и отделки изделий. Простейший ремонт изделий 0.5 0 0 Подбирать ручные строчки для сшивания и отделки изделий; Педагогическое наблюдение; 0.5 0 0 В ходе исследования определять способы разметки, выделения и соединения деталей, выполнения сборки и отделки изделия с учётом ранее освоенных умений; Устный опрос; 2.12. Технология обработки синтетических материалов. Пластик, поролон, полиэтилен. Общее знакомство, сравнение свойств. Самостоятельное определение технологий их обработки в сравнении с освоенными материалами. Комбинированное использование разных материалов Итого по модулю 6 Модуль 3. КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ 3.1. Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.) 1 0 0 Осуществлять поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на всех этапах аналитического и технологического процесса при выполнении индивидуальных творческих и коллективных проектных работ (изменение конструкции изделия, способов отделки, соединения деталей и др.); Соблюдать правила безопасной работы; Устный опрос; Педагогическое наблюдение; 3.2. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе наборов «Конструктор» по проектному заданию или собственному замыслу. 1 0 1 На основе анализа образца самостоятельно выбирать необходимые детали на каждом этапе сборки; Выбирать необходимые для выполнения изделия детали конструктора и виды соединений (подвижное или неподвижное); Выполнять соединения металлических деталей при помощи гаечного ключа и отвёртки, используя винты и гайки, использовать изученные способы соединения деталей; Практическая работа; 32 3.3. Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на всех этапах аналитического и технологического процесса при выполнении индивидуальных творческих и коллективных проектных работ 2 0 0 Выбирать необходимые для выполнения изделия детали конструктора и виды соединений (подвижное или неподвижное); Выполнять соединения металлических деталей при помощи гаечного ключа и отвёртки, используя винты и гайки, использовать изученные способы соединения деталей; Определять основные этапы конструирования изделий с опорой на готовую модель, схему, план работы, заданным условиям; понимать информацию, представленную в разных формах; Педагогическое наблюдение; 3.4. Робототехника. Конструктивные, соединительные элементы и основные узлы робота. Инструменты и детали для создания робота. Конструирование робота 2 0 1 Распознавать и называть конструктивные, соединительные элементы и основные узлы робота; Подбирать необходимые инструменты и детали для создания робота; Конструировать робота в соответствии со схемой, чертежом, образцом, инструкцией, собственным замыслом; Практическая работа; 3.5. Составление алгоритма действий робота. Программирование, тестирование робота 2 0 0 Составлять простой алгоритм действий робота; Практическая работа; Педагогическое наблюдение; 3.6. Преобразование конструкции робота. Презентация робота 2 0 1 Программировать робота выполнять простейшие доступные операции; Сравнивать с образцом и тестировать робота; Выполнять простейшее преобразование конструкции робота; Презентовать робота (в том числе с использованием средств ИКТ); Практическая работа; 0 0 Понимать и самостоятельно соблюдать правила пользования персональным компьютером. Называть и определять назначение основных устройств компьютера (с которыми работали на уроках); Знать современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.); Педагогическое наблюдение; Итого по модулю 10 Модуль 4. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 4.1. Работа с доступной информацией в Интернете и на цифровых носителях информации 2 33 4.2. Электронные и медиа-ресурсы в художественноконструкторской, проектной, предметной преобразующей деятельности 1 0 Использовать различные способы получения, передачи и хранения информации; Использовать компьютер для поиска, хранения и воспроизведения информации; Наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) и делать выводы и обобщения; 0 34 Педагогическое наблюдение; 4.3. Работа с готовыми цифровыми материалами 1 0 0 Использовать компьютер для поиска, хранения и воспроизведения информации; Наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) и делать выводы и обобщения; Педагогическое наблюдение; 4.4. Поиск дополнительной информации по тематике творческих и проектных работ, использование рисунков из ресурса компьютера в оформлении изделий и др. 1 0 0 С помощью учителя создавать печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера; оформлять слайды презентации (выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца); работать с доступной информацией; работать в программе PowerPoint (или другой); Осваивать правила работы в программе PowerPоint (или другой). Создавать и сохранять слайды презентации в программе PowerPоint (или другой); Набирать текст и размещать его на слайде программы PowerPoint (или другой), размещать иллюстративный материал на слайде, выбирать дизайн слайда; Педагогическое наблюдение; 4.5. Создание презентаций в программе PowerPoint или другой 1 0 0 Выбирать средства ИКТ, компьютерные программы для презентации разработанных проектов; Практическая работа; 0 5 Итого по модулю 6 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 35 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Технология, 1 класс/Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П., Акционерное общество«Издательство «Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Методическое пособие с поурочными разработками по технологии 1-4 класс. Н.В.Шипилова, Н.И.Роговцева, С.В.Анащенкова. Авторский сборник уроков по технологии по УМК «Перспектива» ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ - электронный диск к учебнику - приложения РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5597/conspect/ - библиотеки МЭШ https://uchebnik.mos.ru/catalogue - методические указания и комментарии к урокам авторов УМК «Перспектива» издательства «Просвещение» https://catalog.prosv.ru 36 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Учебно-методические комплекты по предмету "Технология" для 1-4 классов: - примерная программа НОО по учебному предмету; - учебники; - таблицы к основным разделам материала, содержащегося в программах по учебному предмету; методическое пособие для учителя по учебному предмету; - набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения по технологии; - демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки); - конструкторы; - магнитная доска; - точка доступа к сети интернет; - компьютер; - мультимедийный проектор; - принтер; - ученические двухместные столы с комплектом стульев. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ - демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки); - конструкторы; - точка доступа к сети интернет; - компьютер; - мультимедийный проектор; - принтер; - ученические двухместные столы с комплектом стульев. 37 38