РП Разговор о профессиях

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №22 им. Ф.В. Гладкова
муниципального образования город Новороссийск

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу внеурочной деятельности «Разговор о профессиях»
Ступень обучения (класс) начальное общее образование 1-4 классы
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов: ___135__
Уровень: базовый
Учитель: Чухнова Ирина Александровна

Программа разработана в соответствии ФГОС НОО с учетом примерной
программы «Ступени карьеры. Азбука профориентации», авторы И.Л.
Соломин, М.А. Бендюков, СПб. «Речь», 2006 г.

1 МОДУЛЬ – ТРОПИНКА В МИР ПРОФЕССИЙ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса для начальной школы (1-4 классы) «Тропинка
в мир профессий» адаптирована на основании комплексной программы
профориентационной работы для начальной школы «Тропинка в мир
профессий», автор: Приданникова Е.С., Чепець В.В., учителя начальных
классов.
Данный курс является первой ступенькой в профориентационной
работе.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает
важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его
будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка,
стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учёба в школе
выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам.
Перед младшим школьником не стоит проблема выбора профессии. Но
поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием
личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно
рассматривать

как

подготовительный,

закладывающий

основы

для

профессионального самоопределения в будущем.
Представления о профессиях ребёнка 7-10 лет ограничены его пока
небогатым жизненным опытом. Между тем, в современном мире существует
огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих
занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка.
В школах формирование представлений о мире труда и профессий
подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и системно. В то время
как

именно

школа

должна

стать

решающим

звеном

процесса

профессионального самоопределения обучающихся, оказать действенное
влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и
профессий.
Решение данных проблем позволит оптимизировать учебный процесс,

направленный на профориентационное образование, сделает учёбу в школе
единым преемственным образовательным процессом.
Что же такое профориентационная работа для начальной школы?
Для ученика: развитие интереса и мотивации к разнообразным
познаниям о профессии; развитие определённых профессиональных навыков,
развитие рефлексии и навыков опыта деятельности.
Для учителя: новый опыт творческого самовыражения; ответы на все
сомнения и вопросы по профориентационной работе обучающихся, которые
возникают в процессе его профессиональной работы; продуманное
содержание и методическая система работы; расширение профессиональных
компетенций и т.д.
Комплексная программа профессиональной работы для начальной
школы «Тропинка в мир профессий» создана для того, чтобы уже на ранних
стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка
познакомить младших школьников с профессиями взрослых людей и
обеспечить пропедевтику профориентационной подготовки. Таким образом,
предлагаемая программа может стать первой ступенью в системе работы
школы по переходу на профориентационное обучение.
Данная программа курса предполагает реализацию через:
∙ Внеурочную деятельность детей – программа «Тропинка в мир
профессий» (духовно-нравственное направление внеурочной деятельности);
∙ Внеклассную работу.
Профориентационное воспитание в начальной школе – это создание
среды, которая будет способствовать воспитанию у ребёнка личностных
качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях
самоопределения. Однако профессиональное самоопределение – это не
просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития
личности, начинающийся с раннего возраста.
Рабочая программа курса «Тропинка в мир профессий» реализует
направление духовно-нравственное во внеурочной деятельности в рамках
ФГОС начального общего образования.

Новизна курса состоит в том, что он соединяет в себе сведения из
разных предметных областей психологии, литературы, истории, экологии,
социологии, ОБЖ, художественного труда.

Рабочая программа рассчитана

на 4 года (1 - 4 класс).
Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая,
игровая.
Содержание определяется возрастными особенностями младших
школьников.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с
рассмотрением определённой профессии. Обучающиеся имеют возможность
расширить свой кругозор, представление о мире профессий, а также
исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Курс занятий построен таким образом, что предоставляет обучающимся
возможность тренировать различные виды своих способностей.
В данной программе игровая мотивация превалирует, перерастая в
учебную. Ребёнок становится заинтересованным субъектом в развитии своих
способностей.
Цель курса: создание образовательной среды, насыщенной возможностями
для реализации способностей обучающихся через развитие интереса к разным
видам сферы деятельности.
Основные задачи:
Обучающие:
 Формирование и развитие различных видов памяти, внимания и воображения.
 Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение
самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и
оценивать свою работу).
Развивающие:
 Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.
 Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной
деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать,
выделять главное, доказывать и опровергать.

 Развитие двигательной сферы.
Воспитательные:
 Воспитание

системы

нравственных

межличностных

отношений

(формирование «Я- концепции»).
 Воспитание чувства уверенности в своих силах, в своих возможностях.
Описание места программы:
Программа рассчитана на 4 года, 1-4 класс по 17ч в год. Всего
реализуется в объеме 68 часов.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы – 7-10 лет
Ведущей формой организации образовательного процесса является учебное
занятие.

Организация

образовательного

процесса

предполагает

использование ряда других форм: тематические занятия, игровые уроки,
конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и
традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового
материала, Занятия проводятся в активной форме, это игры, дискуссии,
конкурсы, экскурсии, конференции, элементы тренинга, викторины с
элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Важна смена
различных видов деятельности на протяжении всего занятия. Это
способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в
творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся. Развитие
творческих способностей немыслимо без творческой деятельности.
Это рисунок, аппликация, сообщение, а также сочинение рассказов,
стихов, сценариев, проигрывание сценок, спектаклей, миниатюр, выпуск
тематических газет, плакатов, выставка работ ИЗО и трудовой деятельности.

2.Содержание программы
1 класс.
«Игры в профессии» (17 ч)
1. «Мир профессий в литературе»(7 часов).
1.1. Просмотр мультфильма «Дядя Степа» С.Михалкова

Вызвать эмоциональный отклик после просмотра мультфильма. Обсуждение
поступков главных героев. Показать важность труда, почетную работу
защитника порядка, сравнить профессию милиционера и полицейского, найти
сходство. Проигрывание ситуаций, ответы на поисковые вопросы по теме.
1.2. Сюжетные сценки по сказке «Доктор Айболит» К.Чуковского
Обыграть сценки по сюжету сказки, ввести название и подчеркнуть важность
профессии – ветеринар. Из текста с помощью вопросов викторины выделить
основные трудовые действия ветеринара, подвести обучающихся к выводам.
1.3. Чтение отрывков из книги «Город добрых дел» Ричарда Скарри.
Показать значение работы в жизни взрослых, заставить задуматься о том,
чем смогут заниматься дети, когда вырастут. Через обыгрывание сюжетов
подвести к открытию удивительного мира профессий и понимание того, что
все в мире взаимосвязано, а любое полезное дело - непременно доброе и
интересное. В ходе самопроверки найти добрые дела, сделанные каждым
школьником.
1.4. Cтихи о профессиях. Игра «Угадай профессию»
Через поэтический образ в стихотворениях показать значение разных
профессий, обратить внимание на знакомые профессии. Активизировать
опорные знания в играх «Угадай, чей предмет?»,

«Чего не хватает?»,

«Закончи стихотворение», «Угадай профессию».
1.5. В.Маяковский «Кем быть» Чтение произведения, создание коллажа
Подвести к мыслям о необходимости выбора профессии, провести сравнение
характерных особенностей профессий в игре «Угадай профессию». Создать
простой коллаж по выбранной профессии.
1.6. Д.Родари «Чем пахнут ремесла»
Чтение произведения и рисование по сюжету.
Активизация знаний о профессиях. Игра «Угадай профессию» Чтение
стихотворения. Сделать предположение и найти объяснение содержанию
стихотворения. Из текста выделить основные признаки профессий.
Нарисовать картинки по содержанию и объяснить, почему нарисован данный
сюжет?

1.7. Выставка книг о профессиях.
Актуализация знаний, по обложкам и иллюстрациям определить цель урока.
Узнать о каких профессиях идет речь в книге. Игра «Угадай профессию».
Упражнение «О какой профессии расскажет книга…». Представление
понравившейся книги. Рефлексия
2. Кому что нужно? (2ч)
2.1.Дидактические игры
Рассказ о мире профессий. Подбор рифмовок в стихотворении. Игры «Угадай
профессию», «Кому что нужно?», «Подбери инструмент?», «Что лишнее?».
Рефлексия «Какая профессия понравилась?»
2.2.Викторина «Найди нужный предмет»
Представление инструментов для разных профессий. Показать значение
инструментов для конкретных профессий. Этапы викторины
1. «объяснялки» – найди для кого инструмент;
2.«догонялки» – принеси нужный инструмент;
3. «собиралки» - найди нужные инструменты;
4. «помогалки» - забавные задания с инструментами (в ложке принеси
картошку, сделай кукле укол и др).Подведение итогов игры.
3.Кто нас лечит? (2ч.)
3.1. Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Определить цель игры, распределить роли, подготовить атрибуты. Показать,
что в игре можно узнать много о профессии. Рефлексия «Что узнали о
профессии врача, медсестры, санитарки?» «Моя активность в игре»
3.2.«Где купить лекарство?» Ролевая игра.
Определить цель игры, распределить роли, подготовить атрибуты. Вызвать
эмоциональный отклик на различные ситуации в аптеке. Учить использовать
в игре разные атрибуты, заменяющие лекарства. Обыграть ситуации,
формирующие здоровый образ жизни. Рефлексия.
4. Кто ведет нас по дороге знаний.(3ч)
4.1.Школьные профессии.
Активизация знаний о школьных профессиях. Игра «Угадай профессию».

Чтение стихотворения о школе. Разыгрывание ситуаций (школьники в роли
учителя): на уроке математике, на уроке чтения, в кабинете психолога.
Рисование «что мне нравится в школе»
4.2. Профессия-библиотекарь.
Экскурсия в школьную библиотеку.Разобраться в вопросе «зачем библиотека
в школе?»

Выдвинуть гипотезы и в ходе экскурсии подтвердить или

опровергнуть предположения.
4.3. Проект «Кто ведет нас по дороге знаний?»
5. Кто построил этот дом? (3ч)
5.1.«Строили, строили и, наконец, построили…»
Вызвать эмоциональный отклик после просмотра мультфильма «Чебурашка».
Обсуждение поступков главных героев. Загадки о профессиях строителей
(архитектор, каменщик, крановщик, маляр и др). Минутка игры «Строим дом»
из мягких модулей. Контрольное задание «Дом, в котором я живу».
5.2. «Мы строители». Творческая игра -конструирование
Актуализация знаний о строительных профессиях. Определить цель игры,
распределить роли, подготовить атрибуты. Распределение по командам: 1
строим дом из бумаги, 2- из палочек, 3 –из бросового материала.
Представление работ.
5.3.Проект «Сказочный дом» ТРИЗ
Игры «Теремок», «Кляксы». Проблемная ситуация: в сказочной стране нет
строителей, нужно помочь построить домики. Показать, что творческие
работы оцениваются по оригинальности, существуют приемы, как придумать
оригинально.

Придумываем

«Сказочный

дом»,

используя

прием

«морфологический анализ». Представляем проекты.
2 класс – 17ч
1.«Все работы хороши! (11ч)
1.1.Професси наших пап
Стихи о профессиях. Конкурс «Угадай профессию моего папы». Рассказ по
кругу. Придумать по 1 предложению о профессии папы. Обсуждение.

1.2. Профессии наших мам
Через поэтические образы дать почувствовать красоту и ценность
человеческого труда. Конкурс «Угадай профессию моей мамы». Рисунки
«Мама на работе».
1.3. Проект «Профессии моих родителей
Постановка и обсуждение проблемных вопросов. Показать значение работы в
жизни взрослых, подготовить проекты по профессиям. Презентация своего
проекта.
1.4. Ричард Скарри «Город добрых дел»Инсценировка сюжетов.
Показать значение работы в жизни взрослых, заставить задуматься о том, чем
смогут заниматься дети, когда вырастут. Через обыгрывание сюжетов
подвести к открытию удивительного мира профессий и понимание того, что
все в мире взаимосвязано, а любое полезное дело - непременно доброе и
интересное.
1.5. Викторина «Угадай профессию»
Актуализация опорных знаний. Подбор рифмовок в стихотворении. Игра:
«Закончи пословицу. Загадки о профессиях. Кроссворд о профессиях. Игра:
«Доскажи словечко». Игра: «Волшебный мешок» (определить на ощупь
инструменты). Конкурс «Найди лишнее Рефлексия (анализировать свою
активность в общем деле)
1.6. Профессия, которая помогает быть красивыми
Несколько слов из истории возникновения парикмахерского искусства.
Старинное слово «цирюльник». Проведение социологического обследования
в классе «Какую степень значимости имеет профессия?» Игра «Что лишнее?»
Показать, как при помощи ножниц и расчески они способны полностью
изменить внешний вид человека. А удачно выполненная работа всегда
приносит радость мастеру и клиенту.
1.7.Д.Родари «Чем пахнут ремесла»
Чтение произведения и рисование по сюжету.
Активизация знаний о профессиях. Игра «Угадай профессию» Чтение
стихотворения. Сделать предположение и найти объяснение содержанию

стихотворения. Из текста выделить основные признаки профессий.
Нарисовать картинки по содержанию и объяснить, почему нарисован данный
сюжет?
1.8.«Вкусные профессии» - кондитер, повар, пекарь
Актуализация опорных знаний о профессиях кондитера, повара, пекаря.
Введение ситуации мотивирующей желание узнать новое о профессиях. Игра
«Чей инструмент?» Работа с таблицей. Рефлексия.
1.9.Занятие – выставка «Что нам расскажут книги о профессиях?»
Актуализация знаний, по обложкам и иллюстрациям определить цель урока.
Узнать о каких профессиях идет речь в книге. Игра «Угадай профессию».
Упражнение «О какой профессии расскажет книга…». Представление
понравившейся книги. Рефлексия
1.10.Промтур. Экскурсия на фабрику игрушек
Предположите, какой путь проходит игрушка от рождения в фантазии
конструктора до появления на полках магазина. Сделать выводы после
посещения фабрики.
1.11.Проект «Как создаются игрушки?»
Постановка и обсуждение гипотез. Показатькакой путь проходит игрушка от
рождения в фантазии конструктора до появления на полках магазина
Презентация своего проекта.
2.Рабочие профессии (4ч)
2.1. «У кого молоток, у кого мастерок!» Беседа с элементами игры
Постановка проблемных вопросов. Из истории инструментов. Игра «Угадай
профессию по инструменту». Рассказ опрофессиям и нужных инструментах.
Игра

«Инструменты

вокруг

нас».

Рефлексия

«Какой

инструмент

запомнился?»
2.2.«По дорогам едут машины « (беседа - игра) – о профессии «водитель».
Вызов ассоциаций «Умело он ведет машину… Слегка шуршат тугие шины…»
Работа в группах «О профессии- водитель».Отрывок из произведения
Н.Носова «Как Незнайка катался на газированном автомобиле». Какие
учебные предметы нужны водителю? Игра на внимание.

Блиц-опрос по правилам дорожного движения. Выводы и подсчет
полученных на занятии баллов.
2.3.Викторина «Угадай рабочую профессию»
Разминка. Профсловарь – узнай профессию по первой букве. Конкурс
пословиц – О какой профессии говорится в пословице. Задания «Угадай
профессию по описанию», «Реши кроссворд».Итог.
2.4.Белоусов В."Кто главнее?" – Чтение рассказов о рабочих разных
профессий, строящих могучие корабли
Активизация знаний о рабочих профессиях. Игра «Угадай профессию». Из
текста выделить основные признаки профессий. Нарисовать картинки по
содержанию и объяснить, почему нарисован данный сюжет?
3.Трудовой практикум (2ч)
3.1. «Умеешь сам – научи других. Учимся пришивать пуговицы» Практикум
Актуализация опорных знаний о профессиях. Какие навыки нужны каждому
дома? Учимся пришивать пуговицы. Выставка.
3.2.«Своими руками – творческая поделка»- выставка с элементами ТРИЗ
Игры «Теремок», «Кляксы» и приема «Думай о другом». Творческие работы
оцениваются по оригинальности, существуют приемы, как придумать
оригинально. Презентация и советы по изготовлению поделок.
3 класс – 17ч
1.Все профессии нужны, все профессии важны (4ч)
1.1.Профессии наших родителей. Составление профессионального портрета
семьи
Что такое профессия?
Упражнения

«Узнай

Поисковая работа о профессиях родителей.

профессию»,

«Найди

пару»

(название

-объект

профессии), «Самая-самая…».Подготовка к проекту.
1.2. Мини-проект «Профессиональный портрет моей семьи»
Показать значение работы в жизни взрослых, подготовить проекты по
профессиям. Презентация своего проекта.
1.3. Профессии, которые помогают быть здоровыми.

1.4. «О профессии в загадках»
Калейдоскоп загадок о профессиях. Упражнение «Кто я?». Загадки-складки,
обманки. Рефлексия.
2.Калейдоскоп современных профессий (3ч)
2.1.Просмотр мультфильма серии «Кем я хочу стать». Профессия
системный администратор и программист.
Актуализация темы. Как ориентироваться в мире современных профессий?
Просмотр

мультфильма.

Обсуждение.

Рефлексия

«Какая

профессия

понравилась?»
2.2. Просмотр мультфильма серии «Кем я хочу стать». Профессия
менеджер.
Активизация знаний о профессиях. Востребованность профессий меняется
быстро. Игра «Угадай профессию. Анкета «качества менеджера»
2.3. Викторина «Угадай профессию».
Разминка. Профсловарь – узнай профессию по первой букве. Конкурс
пословиц – О какой профессии говорится в пословице. Задания «Угадай
профессию по описанию», «Реши кроссворд».Итог.
3. Истоки трудолюбия (3ч)
3.1.«Что будет, если…?» (элементы ТРИЗ)
Решение проблемнойситуации: повара перестанут готовить пищу, учителя –
учить детей и др. Найти решение проблемы, опираясь на приемы ТРИЗ.
Обыгрывание ситуаций «путанка».Сделать вывод о ценности труда.
3.2.Просмотр мультфильма «Лень» Сказки о том, как опасна лень (В.Пахнов)
Актуализация темы. Просмотр мультфильма. Обсуждение. Решение вопроса
«Как бороться с ленью?» Рисование по произведению. Выставка рисунков
«Как избавиться от лени?»
3.3. «Умеешь сам – научи других. (Я могу научить…)
Актуализация опорных знаний о профессиях. Какие навыки нужны каждому
дома? Мастер-класс школьников.
4.Встречи с людьми разных профессий (5ч)

4.1. Встречи с работниками разных отраслей. Готовим вопросы для
интервью
Обсуждение
4.2. Рабочие профессии
4.3. Кто охраняет наш покой?
Выставка работ
4.4.Профессии, связанные с транспортом
4.5. Проект «Профессия моей мечты»
5.Азбука профессий (2ч)
5.1. Викторина по профессиям
Рефлексия «Какая профессия запомнилась?»
5.2. Итоговое занятие «Что я узнал о профессиях?»
Анкетирование.

4 класс – 17ч
1.«Профессии, которые нас окружают»(8ч)
1.1.Профессии, которые нас окружают.
Диагностика типа профессии Обсуждение, диагностика, самопроверка
1.2.«Медики на защите здоровья». Профессии типа "человек-человек"
Обсуждение, рисование
1.3.«Спасибо, продавцам!»Чтение отрывков из книги Марголин Л.,
Климкович Г. "Знакомые незнакомцы"
Мини сочинение, выставка рисунков
1.4.«Кто ведет нас по дороге знаний?»
Сделать рекламу профессии
1.5.«Мы дружим с техникой» Профессии типа "человек-техника"
Рисунки, обсуждение
1.6.«Я в программисты пойду – пусть меня научат…»Профессии типа
"человек - знаковая система"
Рефлексия «Чему можно научиться с помощью компьютера?»

1.7.Творческие профессии. Профессии типа "человек – художественный
образ
Анализ: «Я много узнал о профессии...»
1.8. «Что нам расскажет эколог?»Профессии типа "человек-природа"
Опрос, самоанализ
2.Что нужно человеку, чтобы стать мастером своего дела (5ч)
2.1. Сочиняем сказку «Лень и трудолюбие»Рисунки, обсуждение
2.2. «Зачем людям разных профессий изучать русский язык, математику и
др…» Дискуссионный клуб
Методика выявления направленности и интересов личности.
2.3.«Творческая

мастерская»

(Я

могу

научить…)

Мастер-классы

обучающихся.
2.4. «Золотые руки мастера» Фразеологизмы, пословицы, поговорки о
профессиях Презентация подобранных пословиц
2.5. «Всегда найдется дело для умелых рук».
Анализ результатов труда
школьником.
4. Азбука профессий (4ч)
4.1. Групповое исследование «О каких профессиях мечтают дети?
4.2. Викторина «Все работы хороши, выбирай на вкус!» Рефлексия «Какая
профессия больше всего мне понравилась?»
4.3. Творческий проект «Город мастеров»
4.4. Итоговое занятие «Что я узнал о профессиях?» Выставка плакатов,
анкетирование.Профессий много на Земле, и каждая важна. Решай, мой друг,
кем быть тебе, ведь жизнь у нас одна.
1. Планируемыерезультаты.(личностные,метапредметные,предметные)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты в соответствии с Программой воспитания и
рабочей

программы

воспитания

МАОУ

сформированность, в том числе в части:

гимназии

№

5

отражают

1. Гражданско-патриотическое воспитание:
-становление ценностного отношения к своей Родине - России;
-осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
-сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края;
-уважение к своему и другим народам;
-первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
2. Духовно-нравственное воспитание:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
3. Эстетическое воспитание:
уважительное

отношение

и

интерес

к

художественной

культуре,

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
5. Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
6. Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
7. Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по
общеинтеллектуальному направлению «Тропинка в мир профессий» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
 организовывать свою деятельность в соответствии с планом;
 принимать учебную или игровую задачу на основании того, что уже
известно и усвоено, и того, что еще не известно;
 высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, с планом;
 определять последовательность своих действий;
 давать эмоциональную оценку деятельности, корректировать свои
действия и поведение.
2. Познавательные УУД:
 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной профориентационной работы;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение
 задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков);
 включать действия исследования, поиска и отбора необходимой
информации,

моделирования

профориентационного

содержания

занятий.
3. Коммуникативные УУД:
 оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного
предложения или небольшого текста).
 слушать и понимать речь других.
 вести проблемный диалог (побуждающий и подводящий диалог).
 договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.
 выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

3. Тематическое планирование.
1 класс
Раздел

Кво ч

Темы

К-во
часов

Основные виды
деятельности
обучающихся (на
уровне УУД)

Основные
направления
воспитательной
деятельности

1 класс
«Мир
7
профессий в
литературе»

Кому что
нужно?
Кто
лечит?

2

нас 2

С.Михалков «Дядя
Степа».Просмотр
мультфильма,
инсценирование
сюжета.
К.Чуковский
«Доктор
Айболит»Просмотр
мультфильма
РичардСкарри
«Город добрых дел»
Чтение отрывков из
книги
Стихи о профессиях
Игра «Угадай
профессию»
В.Маяковский «Кем
быть»
Чтение
произведения,
создание коллажа по
профессиям
Д.Родари «Чем
пахнут ремесла»
Чтение
произведения и
рисование по
сюжету
Выставка книг о
профессиях
Дидактические игры
Викторина «Найди
нужный предмет»
Сюжетно-ролевая
игра «Больница»

1

1

1

1

1

1

1
1
1
1

Регулятивные УУД:
организовывать свою
деятельность в
соответствии с
планом;
принимать учебную
или игровую задачу
на основании того,
что уже известно и
усвоено, и того, что
еще не известно;
определять
последовательность
своих действий;
давать
эмоциональную
оценку деятельности,
корректировать свои
действия и поведение.
Познавательные
УУД:
перерабатывать
полученную
информацию: делать
выводы в результате
совместной
профориентационной
работы;
преобразовывать
информацию из одной
формы в другую:
составлять рассказы
на основе простейших
моделей (предметных,
рисунков,
схематических
рисунков, схем);
находить и
формулировать

1,2,3,5,6,7

5,7

2,5,7

Кто ведет нас
по дороге
знаний?

Кто построил
этот дом?

3

3

Где купить
лекарство? Аптека ролевая игра.
Школьные
профессии
Профессия
библиотекарь
Проект «Кто ведет
нас по дороге
знаний»
Строили, строили и
построили…
Мультфильм
«Чебурашка»
Мы строители.
Конструирование из
бумаги, бросового
материал и палочек
Проект «Сказочный
дом» ТРИЗ

Итого

1

1
1
1

1

1

1

решение задачи с
помощью простейших
моделей (предметных,
рисунков,
2,3,5,7
схематических
рисунков);
включать действия
исследования, поиска
и отбора необходимой
информации,
моделирования
профориентационного
5,6
содержания занятий.
Коммуникативные
УУД:
оформлять свою
мысль в устной и
письменной речи (на
уровне одного
предложения или
3,4
небольшого текста).
слушать и понимать
речь других.
вести проблемный
диалог
(побуждающий и
подводящий диалог).
договариваться о
правилах общения и
поведения в школе и
следовать им.
выполнять различные
роли в группе (лидера,
исполнителя, критика

17

2 класс

Все работы
хороши…

11

Профессии наших
пап
Профессии наших
мам
Проект «Профессии
моих родителей
Ричард Скарри
«Город добрых дел»
Чтение отрывков из
книги
Викторина
«Угадай
профессию»

1
1
1
1

1

Регулятивные УУД:
организовывать свою
деятельность в
соответствии с
планом;
принимать учебную
или игровую задачу
на основании того,
что уже известно и
усвоено, и того, что
еще не известно;

1,2,5,7

4

Рабочие
профессии

Трудовой
практикум

4

Профессия, которая
помогает быть
красивой
Д.Родари «Чем
пахнут ремесла»
Чтение
произведения и
рисование по
сюжету.
«Вкусные
профессии» кондитер, повар,
пекарь
Занятие – выставка
«Что нам расскажут
книги о
профессиях?»
Промтур. Экскурсия
на фабрику игрушек
Проект «Как
создаются
игрушки?»
«У кого молоток, у
кого мастерок!»
Беседа с элементами
игры
«По дорогам едут
машины « (беседа игра) – о профессии
«водитель».
Викторина «Угадай
рабочую
профессию»
Белоусов В."Кто
главнее?" – Чтение
рассказов о рабочих
разных профессий,
строящих могучие
корабли
« Умеешь сам –
научи других.
Учимся пришивать
пуговицы»
«Своими руками –
творческая поделка
»

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

определять
последовательность
своих действий;
давать
эмоциональную
оценку деятельности,
корректировать свои
действия и поведение.
Познавательные
УУД:
перерабатывать
полученную
информацию: делать
выводы в результате
совместной
профориентационной
работы;
преобразовывать
3,7
информацию из одной
формы в другую:
составлять рассказы
на основе простейших
моделей (предметных, 2,5,7
рисунков,
схематических
рисунков, схем);
находить и
формулировать
решение задачи с
помощью простейших
моделей (предметных,
рисунков,
схематических
рисунков);
включать действия
исследования, поиска
и отбора необходимой
информации,
моделирования
профориентационного 5,6,7
содержания занятий.
Коммуникативные
УУД:
оформлять свою
мысль в устной и
письменной речи (на
уровне одного
предложения или
небольшого текста).
слушать и понимать
речь других.
вести проблемный
диалог

(побуждающий и
подводящий диалог).
договариваться о
правилах общения и
поведения в школе и
следовать им.
выполнять различные
роли в группе (лидера,
исполнителя, критика

Итого

17
3 класс

4
Все
профессии
нужны, все
профессии
важны

Калейдоскоп
современных
профессий

Истоки
трудолюбия

3

3

Профессии наших
родителей.
Составление
профессионального
портрета семьи
Мини-проект
«Профессиональный
портрет моей семьи»
Профессии,которые
помогают быть
здоровыми
«О профессии в
загадках»
Просмотрмультфиль
ма серии «Кем я
хочу
стать».Профессия
системный
администратор и
программист
Просмотр
мультфильма серии
«Км я хочу
стать».Профессия
менеджер
Викторина «Угадай
профессию»
«Что будет,
если…?»
(повара перестанут
готовить пищу,
учителя – учить
детей и др. с
элементами ТРИЗ)
Просмотр
мультфильма
«Лень» Сказки о
том, как опасна лень
(В.Пахнов)

1

1

1

1
1

1

1
1

1

Регулятивные УУД:
организовывать свою
деятельность в
соответствии с
планом;
принимать учебную
или игровую задачу
на основании того,
что уже известно и
усвоено, и того, что
еще не известно;
определять
последовательность
своих действий;
давать
эмоциональную
оценку деятельности,
корректировать свои
действия и поведение.
Познавательные
УУД:
перерабатывать
полученную
информацию: делать
выводы в результате
совместной
профориентационной
работы;
преобразовывать
информацию из одной
формы в другую:
составлять рассказы
на основе простейших
моделей (предметных,
рисунков,
схематических
рисунков, схем);
находить и
формулировать

1,2,5

1,2,7

5
Встречи
людьми
разных
профессий

Азбука
профессий

с

2

«Умеешь сам –
научи других. (Я
могу научить…)
Встречи с людьми
разных профессий.
Готовим вопросы
для интервью.
Рабочие профессии

1

Кто охраняет наш
покой?

1

Профессии,
связанные с
транспортом

1

Проект «Профессия
моей мечты»

1

Викторина «Все
работы хороши,
выбирай на вкус!»
Итоговое занятие
«Что я узнал о
профессии?»

1

Итого

1
1
1

1

решение задачи с
помощью простейших
моделей (предметных,
рисунков,
схематических
рисунков);
включать действия
исследования, поиска 1,3,7
и отбора необходимой
информации,
моделирования
профориентационного
содержания занятий.
Коммуникативные
УУД:
оформлять свою
мысль в устной и
письменной речи (на
уровне одного
предложения или
небольшого текста).
слушать и понимать
речь других.
вести проблемный
диалог
(побуждающий и
подводящий диалог).
договариваться о
правилах общения и
поведения в школе и
следовать им.
выполнять различные
роли в группе (лидера,
исполнителя, критика

17
4 класс

Профессии,
8
которые нас
окружают

Профессии, которые
нас окружают

1

Медики на защите
здоровья
Спасибо,
продавцам! Чтение
отрывков из книги
Марголин Л.,
Климкович Г.
«Знакомые
незнакомцы».
Профессии типа
«человек-человек»

1
1

Регулятивные УУД:
организовывать свою
деятельность в
соответствии с
планом;
принимать учебную
или игровую задачу
на основании того,
что уже известно и
усвоено, и того, что
еще не известно;
определять
последовательность
своих действий;

2,3

3,2
3,4

Что
нужно 5
человеку,
чтобы стать
мастером
своего дела

Азбука
профессий

4

«Кто ведет нас по
дороге знаний?»
Профессии типа
человек-человек.
«Мы дружим с
техникой»
Профессии типа
«человек-техника»
«Я в программисты
пойду-пусть меня
научат»-знаковая
система
Творческие
профессии.
Профессии типа
человекхудожественный
образ
«Что нам расскажет
эколог?» Профессии
типа «человекприрода»
Сочиняем сказку
«Лень и
трудолюбие»
Зачем людям разных
профессий изучать
русский язык и
математику.
Дискуссионный
клуб
Творческая
мастерская (Я могу
научить.)
Золотые руки
мастера.Фразеологиз
мы, пословицы,
поговорки о
профессиях
Всегда найдется
дело для умелых
рук. Мастер-класс
Групповое
исследование «О
каких профессиях
метают дети?»
Викторина «Все
работы хороши,
выбирай на вкус»»
Творческий проект
«Город мастеров»
Итоговое занятие
«Что я узнал о
профессиях»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

давать
эмоциональную
оценку деятельности,
корректировать свои
действия и поведение.
Познавательные
УУД:
перерабатывать
полученную
информацию: делать
выводы в результате
совместной
профориентационной
работы;
преобразовывать
информацию из одной
формы в другую:
составлять рассказы
на основе простейших
моделей (предметных,
рисунков,
схематических
рисунков, схем);
находить и
формулировать
решение задачи с
помощью простейших
моделей (предметных,
рисунков,
схематических
рисунков);
включать действия
исследования, поиска
и отбора необходимой
информации,
моделирования
профориентационного
содержания занятий.
Коммуникативные
УУД:
оформлять свою
мысль в устной и
письменной речи (на
уровне одного
предложения или
небольшого текста).
слушать и понимать
речь других.
вести проблемный
диалог
(побуждающий и
подводящий диалог).
договариваться о
правилах общения и

1,2

4,5

6,4

3,5

2,4

3,6

5,6

3,5

2,6

2,4

4,5

2,4
2,6

Итого

17

поведения в школе и
следовать им.
выполнять различные
роли в группе (лидера,
исполнителя, критика

2 МОДУЛЬ – ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Составлена на основе программы «Финансовая грамотность».
Автор программы: Ю. Н. Корлюгова. Издательство «Вако-Москва» 2020 год.
Программа «Финансовая грамотность» реализует социальное направление во
внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего
образования.
Финансовая грамотность – это умение правильно распоряжаться своими
финансами и избегать ошибок.
Цель курса: способствовать формированию у младших школьников
представления о финансовой грамотности и создание предпосылок для
успешного решения элементарных вопросов в области управления личными
финансами и экономики семьи.
Задачи программы:
1. Формировать представления о существенных сторонах финансовой
грамотности.
2. Содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины
окружающего мира, важной составной частью которого являются
экономические отношения, с помощью экономических категорий и
понятий.
3. Научить детей пользоваться экономическим инструментарием.
4. Способствовать общему развитию школьников: развивать мышление,
эмоционально-волевую сферу.

5. Развивать культуру экономического мышления.
6. Воспитывать ответственность и нравственное поведение в области
экономических отношений в семье.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание определяется возрастными особенностями младших
школьников. В программе предусматривается определенная
последовательность прохождения тем. Занятия состоят из теоретической и
практической частей. Формы организации занятий внеурочной деятельности
при реализации программы «Финансовая грамотность» основаны на
индивидуальной, парной, групповой и массовой работах. При организации
занятий по программе внеурочной деятельности используются: рассказы,
беседы (в том числе с приглашенными специалистами), экскурсии, просмотр
и обсуждение видеосюжетов, моделирование и разбор социальноэкономических ситуаций, решение различных простейших задач и с
экономическим содержанием. Также широко применяются игры и их
модификации, творческие работы (проекты, конкурсы, коллажи), ИКТтехнологии.
1 класс
1.Что такое деньги и откуда они взялись(8ч)
1.1.Вводное занятие. Знакомство с понятием «Финансовая грамотность».
Финансовая грамотность – это умение правильно распоряжаться своими
финансами и избегать ошибок. Что отличает финансово грамотного
человека. Финансовая грамотность – средство, а не цель! Как стать
финансово грамотным человеком.
1.2.Что такое деньги?
Знакомство младших школьников с понятием денег, выявление уже
имеющихся знаний. Форма организации: беседа, чтение рассказа «Что такое
деньги?», автор Петр Кошель.
1.3.Как появились деньги. Появление обмена товарами.

Знакомство с историей возникновения первых денег. Правила обмена
товарами. Форма организации: просмотр видеосюжета, беседа.
1.4. Появление первых денег – товары с высокой ликвидацией.
Обучающиеся в процессе образно-ролевой игры познакомятся с товарами
высокой ликвидации. Форма организации: чтение рассказа «Первые деньги»,
автор Петр Кошель, обсуждение, игра.
1.5. Свойства драгоценных металлов.
Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают
их удобными товарными деньгами. Форма организации: беседа, просмотр
видеосюжета.
1.6. Появление первых монет.
История возникновения первых монет. Материал для изготовления монет.
Форма организации: чтение рассказа «Первые монеты», «Первые
металлические деньги», автор Петр Кошель, обсуждение, проект Газета.
1.7. Первые монеты разных государств.
Появление первых монет в разных государствах. Форма организации: беседа,
просмотр мультимедийной презентации, решение кроссворда
1.8. Викторина «Что такое деньги и откуда они взялись?»
Интерактивная викторина, направленная на закрепление и обобщение
полученных ранее знаний о деньгах и истории их возникновения.

2.Какие деньги были раньше в России(4ч)
2.1. Клады. Меховые деньги».
Что такое клады. Меховые деньги славян. Первоначально деньгами служили
меха ценных пушных зверьков. Со временем меховые деньги были
вытеснены серебром, но серебряные денежки надолго сохранили название
меховой денежной системы. Форма организации: беседа, просмотр

видеосюжета.
2.2. Происхождение слов «Деньги», «рубль». «копейка».
Знакомство с историей появления таких слов, как «деньги», «рубль»,
«копейка». Форма организация: беседа, чтение рассказа «Русский рубль»,
автор Петр Кошель, решение кроссворда
2.3. Первые русские монеты
Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль.
Гривенник. Полтинник. Ассигнация. Форма организации: беседа,
информационный проект «Путешествие Копеечки».
2.4. Пословицы и поговорки про деньги.
Пословицы и поговорки живут в народе, как зеркало различных сторон
жизни и исторических событий. В них – вывод, позиция, умозаключение,
народная мудрость, лаконичный жизненный совет о том, как принимать
решения (в том числе финансовые), какие правила могут стать основой
культуры каждого человека и семьи, культуры финансового поведения.
Именно в семье формируются правильное отношение к труду и деньгам,
впоследствии эти жизненные установки передаются последующим
поколениям. Форма организации: коллективный творческий проект
«Картотека: Пословицы и поговорки о деньгах».
3.Современные деньги России (5 ч)
3.1. Современные деньги
Знакомство с современными деньгами различных стран мира. Форма
организации: просмотр видеосюжета, обсуждение, решение ребусов.
3.2. Появление безналичных денег
Что такое безналичные деньги. История их появления. Проведение
безналичных расчетов. Форма организации: беседа, сюжетно-ролевая игра.
3.3. Функции банкоматов
Банк, банкомат, банковская карта. Форма организации: беседа, чтение

рассказа «Что такое банк?», автор Петр Кошель.
3.4. Наличные, безналичные и электронные деньги.
Привычные нам монеты и банкноты неумолимо сменяются безналичными
расчетами, операциями с использованием электронных денег. Новейший
тренд – развитие криптовалют. Могут ли ценные бумаги выполнять роль
денег? Форма организации: беседа, просмотр видеосюжета.
3.5. Итоговое занятие «По ступенькам финансовой грамотности».
Игра по станциям, направленная на закрепление полученных знаний на
занятиях по финансовой грамотности, применение их в решении логических
и творческих заданий.
2 класс-17 ч
1.Откуда деньги в семье(5 ч)
1.1. Откуда в семье деньги. Клады, лотереи, наследство.
Выяснение уже имеющихся у детей знаний о том, откуда в семье появляются
деньги. Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти
клад. Форма организации: беседа, практические задания.
1.2. Заработная плата. Мини-исследование «Основные доходы семьи».
Основным источником дохода современного человека является заработная
плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Форма организации:
беседа, просмотр видеосюжета, обсуждение, мини-исследование «Основные
доходы в семье».
1.3. Пенсии, пособия, стипендии.
Как государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с
детьми и безработным. Форма организации: беседа, практические занятия.
1.4. Аренда и проценты в банке, кредиты.
Кто такой собственник, и как он получает арендную плату и проценты. Что
такое проценты по вкладам. Виды кредитов, условия получения. Форма
организации: беседа, сюжетно-ролевая игра.

1.5. Инсценировка сказки «Заработанный рубль».
Просмотр грузинской видео-сказки «Заработанный рубль», ее инсценировка.
2.На что тратятся деньги (4 ч)
2.1. Обмен денег на товары и услуги.
2.2. На что тратятся деньги. Расходы на самое необходимое
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают
обязательными и необязательными. Форма организации: беседа, просмотр
мультимедийной презентации.
2.3. Откладывание денег и непредвиденные расходы. Игра «Магазин».
Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится
делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются
непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Форма организации:
просмотр видеофрагмента, обсуждение, сюжетно-ролевая игра.
2.4. Обобщение по теме «На что тратятся деньги»
3. Как умно управлять своими деньгами(3ч)
3.1. Расходы и доходы. Расходы на самое необходимое.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов,
чтобы избежать финансовых проблем. Форма организации: беседа, просмотр
мультимедийной презентации, практические задания
3.2. Сравниваем доходы и расходы.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов,
чтобы избежать финансовых проблем. Форма организации: беседа, просмотр
мультимедийной презентации, практические задания.
3.3. Что такое экономия? Кого называют банкротом?
Знакомство с понятием экономия, банкротство, банкрот. Форма
организации: беседа, сочинение сказки о правильном распоряжении
деньгами, практические задания.
3.4. Как умно управлять своими деньгами. Игра «Распредели семейный
бюджет».
Что такое управление деньгами. Советы. Форма организации: беседа, игра

«Распредели семейный бюджет», практические задания.
4.Как делать сбережения (4 ч.)
4.1. Что такое сбережения?
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения,
вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход. Форма
организации: беседа, просмотр мультимедийной презентации, практические
задания.
4.2. Куда и как откладываются деньги?
Как научится откладывать деньги. Способы накопления денег. Банковский
вклад. Копилка. Недвижимость. Коллекционирование. Форма организации:
беседа, просмотр видеофрагмента
4.3. Как делать сбережения? «Путешествие в страну Капиталия».
Виды и формы сбережений. Правила пользования сбережениями. Капитал.
Форма организации: беседа, практикум, сюжетно-ролевая игра
«Путешествие в страну Капиталию».
4.4. Итоговый проект «Семейный бюджет моей семьи».
3 класс
1.Откуда в семье деньги (6 ч)
1.1.Откуда деньги в семье? Основной источник дохода современного
человека.
Выявление уже имеющихся знаний у детей, как можно заработать деньги,
как ещё деньги могут появиться в семье. Форма организации беседа.
1.2.Сдельная зарплата. Почасовая зарплата.
Современный человек выбирает себе профессию сам. Работа на постоянной
основе или же каждый раз поиск новой работы. От этого зависит и
получение заработной платы. Форма организации: беседа, практические
занятия.
1.3. Помощь государства пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с
детьми и безработным.

Как государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с
детьми и безработным. Форма организации беседа, практические занятия
1.4. Денежный займ
При нехватке денег их можно взять взаймы.
1.5. Имущество. Аренда.
Дополнительным заработком может являться сдача своего имущества в
аренду. Примеры того, что можно сдать в аренду. Форма организации:
беседа, диспут.
1.6.Проценты по вкладам. Кредиты.
Что такое проценты по вкладам. Виды кредитов, условия их получения.
Форма организации: беседа, игра.
2.На что тратятся деньги (3ч)
2.1.Обязательные и необязательные расходы.Продукты. Коммунальные
платежи
Дать определение понятия Расходы. Объяснять, что влияет на намерения
людей совершать покупки. Для чего мы расходуем свои средства. Сколько
средств тратится на продукты и коммунальные платежи. Просмотр
мультимедийной презентации.
2.2. Сбережения.
Как появляются сбережения. Для чего нам нужны сбережения. Форма
организации: Игра
2.3.Долги. Вредные привычки. Хобби.
Большинство денежных средств тратится на наши любимые хобби и вредные
привычки. Поэтому мы берем в долг, занимаем деньги у знакомых. Форма
организации: беседа.
3. Как умно управлять своими деньгами (4ч)
3.1. Бюджет – план доходов и расходов.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов,
чтобы избежать финансовых проблем. Форма организации: практическое

занятие.
3.2. Сравниваем доходы и расходы.
Составлять семейный бюджет на условных примерах, сравнивать доходы и
расходы и принимать решения, объяснять причины, по которым люди
делают сбережения, описывать последствия превышения расходов над
доходами. Форма организации: просмотр видеосюжета, обсуждение.
3.3. Способы экономии.
Какие способы экономии денежных средств существуют, анализ и
сравнение, нахождение более выгодного и доступного способа экономии.
3.4. Игра по станциям «Как можно управлять своими деньгами».
4.Как делать сбережения (4ч)
4.1. Превышение доходов над расходами. Сбережения.
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения,
вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход. Форма
организации: мультимедийная презентация, обсуждение.
4.2. Банковский вклад. Недвижимость.
Доходы от банковских вкладов. Покупка и продажа недвижимости. Форма
организации: беседа.
4.3. Ценные бумаги. Акции. Дивиденды.
Что такое акции, как ими пользоваться. Понятие дивиденды. Форма
организации: беседа, кроссворд
4.4. Проект «Как умно управлять своими деньгами и как делать
сбережения».

4 класс-17 ч.
1.Что такое деньги и какими они бывают? (6 ч)
1.1. История появления денег. Товарные деньги.

Где и как впервые появились деньги. Товарные деньги облегчают процесс
обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи.
Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из
которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и
безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила
денег может меняться. Форма организации: беседа, просмотр видеосюжета.
1.2. История монет.
Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в
Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной
печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В
Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в Х
веке. Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного
государства монеты стали едиными. Форма организации: чтение рассказа,
обсуждение
1.3. Мини-исследование «Монеты Древней Руси».
1.4. Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница?
Дать определение дебетовая карта, кредитная карта, сравнить их, найти
разницу. Какими картами пользуются чаще и почему. Форма организации:
деловая игра.
1.5. Исследование «Деньги современности».
1.6 . Интерактивная викторина «Деньги»
Интерактивная викторина направлена на закрепление и обобщение
полученных знаний
2. Из чего складываются доходы в семье (3 ч)
2.1. Как заработать деньги?
Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли.
Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ).
Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также
приносит предпринимательская деятельность. Государство помогает

пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным,
выплачивая пенсии, стипендии, пособия. Форма организации: сообщения
детей, обсуждение.
2.2. Потребительская корзина. Прожиточный минимум.
Что такое прожиточный минимум, как его высчитать, зачем он нужен. Что
такое потребительская корзина. Как рассчитать потребительскую корзину
своей семьи. Форма организации: беседа, просмотр мультимедийной
презентации, обсуждение.
2.3. Вот я вырасту и стану ...
Написание проекта кем я стану, когда вырасту. Форма организации: проект
3.Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать
(4ч)
3.1. На что семьи тратят деньги. Классификация расходов.
Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви,
коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и
лекарства, образование, отдых, развлечения и пр.
3.2. Переменные расходы. Сезонные расходы.
Переменные расходы, их классификация, и примеры. Сезонные расходы,
примеры и классификация. Форма организации: мультимедийная
презентация, обсуждение.
3.3. Воздействие рекламы на принятие решений о покупке.
Сравнивать и оценивать виды рекламы. Обсуждение воздействие рекламы и
промоакций на принятие решений о покупке. Форма организации: экскурсия,
обсуждение
3.4. Составление собственного плана расходов.
4.Деньги счет любят или как управлять своим кошельком, чтобы он не
пустовал (4 ч)

4.1. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.
Как сэкономить, чтобы появились дополнительные денежные средства. На
что их можно потратить, а можно отложить, на что то важное. Форма
организации: беседа, просмотр мультимедийной презентации.
4.2. Если расходы превышают доходы, образуются долги.
Что необходимо сделать, чтобы не было долгов, метомы и приемы. Форма
организации: беса, просмотр видеосюжета.
4.3. Мини-исследование «Примерный бюджет школьника».
4.4. Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?»
Заключительное занятие по ступенькам финансовой грамотности.
2. Планируемые результаты.(личностные,метапредметные,предметные)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты в соответствии с Программой воспитания и
рабочей

программы

воспитания

МАОУ

гимназии

№

5

отражают

сформированность, в том числе в части:
1. Гражданско-патриотическое воспитание:
-становление ценностного отношения к своей Родине - России;
-осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
-сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края;
-уважение к своему и другим народам;
-первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
2. Духовно-нравственное воспитание:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.

3. Эстетическое воспитание:
уважительное

отношение

и

интерес

к

художественной

культуре,

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
5. Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
6. Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
7. Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании
Метапредметными результатами освоения программы является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:


освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;



использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа
и представления информации;



овладение логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;



овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

Регулятивные УУД:


понимание цели своих действий;



составление простых планов с помощью учителя;



проявление познавательной и творческой инициативы;



оценка правильности выполнения действий;



адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные УУД:


составление текстов в устной и письменной формах;



умение слушать собеседника и вести диалог;



умение признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою;



умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;



умение договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение
и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:


понимание и правильное использование экономических терминов;



представление о роли денег в семье и обществе;



умение характеризовать виды и функции денег;



знание источников доходов и направлений расходов семьи;



умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой
семейный бюджет;



определение элементарных проблем в области семейных финансов и
путей их решения;



проведение элементарных финансовых расчетов.

3. Тематическое планирование.
Раздел

Кво ч

Темы

К-во
часов

Основные виды
деятельности
обучающихся (на
уровне УУД)

Основные
направления
воспитательной
деятельности

1 класс
Что такое
деньги и
откуда они
взялись

Какие деньги
были раньше
в России

8

4

Современные 5
деньги
России

Вводное занятие.
Знакомство с
понятием
«Финансовая
грамотность».
Что такое деньги?
Как появились
деньги. Появление
обмена товарами.
Появление первых
денег – товары с
высокой
ликвидацией.
Свойства
драгоценных
металлов.
Появление первых
монет.
Первые монеты
разных государств.
Викторина «Что
такое деньги и
откуда они
взялись?»
Клады. Меховые
деньги.
Происхождение
слов «Деньги»,
«рубль». «копейка».
Первые русские
монеты
Пословицы и
поговорки про
деньги.
Современные деньги
Появление
безналичных денег
Функции
банкоматов

1

1
1

1

1

1
1
1

1
1

1
1

1
1
1

Регулятивные УУД:
организовывать свою
деятельность в
соответствии с
планом;
принимать учебную
или игровую задачу
на основании того,
что уже известно и
усвоено, и того, что
еще не известно;
определять
последовательность
своих действий;
давать
эмоциональную
оценку деятельности,
корректировать свои
действия и поведение.
Познавательные
УУД:
перерабатывать
полученную
информацию: делать
выводы в результате
совместной
профориентационной
работы;
преобразовывать
информацию из одной
формы в другую:
составлять рассказы
на основе простейших
моделей (предметных,
рисунков,
схематических
рисунков, схем);
находить и
формулировать
решение задачи с
помощью простейших
моделей (предметных,
рисунков,

1,2,3,5,6,7

5,7

2,5,7

Наличные,
безналичные и
электронные деньги.
Итоговое занятие
«По ступенькам
финансовой
грамотности».

Итого

17

1

1

схематических
рисунков);
включать действия
исследования, поиска
и отбора необходимой
информации,
моделирования
профориентационного
содержания занятий.
Коммуникативные
УУД:
оформлять свою
мысль в устной и
письменной речи (на
уровне одного
предложения или
небольшого текста).
слушать и понимать
речь других.
вести проблемный
диалог
(побуждающий и
подводящий диалог).
договариваться о
правилах общения и
поведения в школе и
следовать им.
выполнять различные
роли в группе (лидера,
исполнителя, критика

17

2 класс

Откуда
деньги
семье

5

в

Откуда в семье
деньги. Клады,
лотереи, наследство.
Заработная плата.
Мини-исследование
«Основные доходы
семьи».
Пенсии, пособия,
стипендии.
Аренда и проценты
в банке, кредиты.

1

1

1
1

Регулятивные УУД:
организовывать свою
деятельность в
соответствии с
планом;
принимать учебную
или игровую задачу
на основании того,
что уже известно и
усвоено, и того, что
еще не известно;

1,2,5,7

4

На
что
тратятся
деньги

Как умно 3
управлять
своими
деньгами
Как делать 5
сбережения

«Заработанный
рубль».

1

Обмен денег на
товары и услуги.
На что тратятся
деньги. Расходы на
самое необходимое
Откладывание денег
и непредвиденные
расходы. Игра
«Магазин».
Обобщение по теме
«На что тратятся
деньги»
« Умеешь сам –
научи других.
Учимся пришивать
пуговицы»
«Своими руками –
творческая поделка
»
Что такое
сбережения?

1

Куда и как
откладываются
деньги?
Как делать
сбережения?
«Путешествие в
страну Капиталия».
Итоговый проект
«Семейный бюджет
моей семьи».
Защита итогового
проекта «Семейный
бюджет моей
семьи».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

определять
последовательность
своих действий;
давать
эмоциональную
оценку деятельности,
корректировать свои
действия и поведение.
2,5,7
Познавательные
УУД:
перерабатывать
полученную
информацию: делать
выводы в результате
совместной
профориентационной
работы;
преобразовывать
информацию из одной
формы в другую:
составлять рассказы
5,6,7
на основе простейших
моделей (предметных,
рисунков,
схематических
рисунков, схем);
находить и
формулировать
1,2,5,7
решение задачи с
помощью простейших
моделей (предметных,
рисунков,
схематических
рисунков);
включать действия
исследования, поиска
и отбора необходимой
информации,
моделирования
профориентационного
содержания занятий.
Коммуникативные
УУД:
оформлять свою
мысль в устной и
письменной речи (на
уровне одного
предложения или
небольшого текста).
слушать и понимать
речь других.
вести проблемный
диалог

(побуждающий и
подводящий диалог).
договариваться о
правилах общения и
поведения в школе и
следовать им.
выполнять различные
роли в группе (лидера,
исполнителя, критика

Итого

17

17
3 класс

Откуда
семье
деньги

в 6

На
что 3
тратятся
деньги

Как
умно 4
управлять
своими
деньгами

Как делать 4
сбережения

Откуда деньги в
семье? Основной
источник дохода
современного
человека.
Сдельная зарплата.
Почасовая зарплата.
Помощь государства
пожилым людям,
инвалидам,
студентам, семьям с
детьми и
безработным.
Денежный займ
Имущество. Аренда.
Проценты по
вкладам. Кредиты.
Обязательные и
необязательные
расходы. Продукты.
Коммунальные
платежи
Сбережения.
Долги. Вредные
привычки. Хобби.

1

Бюджет – план
доходов и расходов.
Сравниваем доходы
и расходы.
Способы экономии.
Игра по станциям
«Как можно
управлять своими
деньгами».
Превышение
доходов над
расходами.
Сбережения.

1

1

1
1
1

1
1

1
1
1

1

Регулятивные УУД:
организовывать свою
деятельность в
соответствии с
планом;
принимать учебную
или игровую задачу
на основании того,
что уже известно и
усвоено, и того, что
еще не известно;
определять
последовательность
своих действий;
давать
эмоциональную
оценку деятельности,
корректировать свои
действия и поведение.
Познавательные
УУД:
перерабатывать
полученную
информацию: делать
выводы в результате
совместной
профориентационной
работы;
преобразовывать
информацию из одной
формы в другую:
составлять рассказы
на основе простейших
моделей (предметных,
рисунков,
схематических
рисунков, схем);
находить и
формулировать

1,2,5

1,2,7

Банковский вклад.
Недвижимость.
Ценные бумаги.
Акции. Дивиденды.
Проект «Как умно
управлять своими
деньгами и как
делать сбережения».

Итого

17

1
1
1

решение задачи с
помощью простейших
моделей (предметных,
рисунков,
схематических
1,3,7
рисунков);
включать действия
исследования, поиска
и отбора необходимой
информации,
моделирования
профориентационного
содержания занятий.
Коммуникативные
УУД:
оформлять свою
мысль в устной и
письменной речи (на
уровне одного
предложения или
небольшого текста).
слушать и понимать
речь других.
вести проблемный
диалог
(побуждающий и
подводящий диалог).
договариваться о
правилах общения и
поведения в школе и
следовать им.
выполнять различные
роли в группе (лидера,
исполнителя, критика

17
4 класс

Что
такое 6
деньги
и
какими они
бывают?

История появления
денег. Товарные
деньги.
История монет.
Мини-исследование
«Монеты Древней
Руси».»
Дебетовая карта и
кредитная карта, в
чем разница?
Исследование
«Деньги
современности».
Интерактивная
викторина «Деньги»

1

1
1

1

1

1

Регулятивные УУД:
организовывать свою
деятельность в
соответствии с
планом;
принимать учебную
или игровую задачу
на основании того,
что уже известно и
усвоено, и того, что
еще не известно;
определять
последовательность
своих действий;

1,2,5

Из
чего 3
складываютс
я доходы в
семье

Почему
4
семьям часто
не
хватает
денег
на
жизнь и как
этого
избежать

Деньги счет 4
любят
или
как
управлять
своим
кошельком,
чтобы он не
пустовал

Как заработать
деньги?
Потребительская
корзина.
Прожиточный
минимум.
Вот я вырасту и
стану ...
На что семьи тратят
деньги.
Классификация
расходов.
Переменные
расходы. Сезонные
расходы.
Воздействие
рекламы на
принятие решений о
покупке.
Составление
собственного плана
расходов.
Если доходы
превышают
расходы, образуются
сбережения.

1

Если расходы
превышают доходы,
образуются долги.

1

Мини-исследование
«Примерный
бюджет
школьника».

1

1

1
1

1

1

1

1

давать
1,2,5,7
эмоциональную
оценку деятельности,
корректировать свои
действия и поведение.
Познавательные
УУД:
перерабатывать
полученную
5,6,7
информацию: делать
выводы в результате
совместной
профориентационной
работы;
преобразовывать
информацию из одной
формы в другую:
составлять рассказы
на основе простейших
моделей (предметных,
рисунков,
схематических
рисунков, схем);
1,2,5,7
находить и
формулировать
решение задачи с
помощью простейших
моделей (предметных,
рисунков,
схематических
рисунков);
включать действия
исследования, поиска
и отбора необходимой
информации,
моделирования
профориентационного
содержания занятий.
Коммуникативные
УУД:
оформлять свою
мысль в устной и
письменной речи (на
уровне одного
предложения или
небольшого текста).

Обзорное занятие
«Что нового я
открыл для себя?»

ИТОГО

____

17

1

слушать и понимать
речь других.
вести проблемный
диалог
(побуждающий и
подводящий диалог).
договариваться о
правилах общения и
поведения в школе и
следовать им.
выполнять различные
роли в группе (лидера,
исполнителя, критика

17

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей нач. классов МАОУ СОШ №22
от 29.08.2023 года №1
______
___________ И.А.Чухнова

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_________Н.Е. Турчина
от 30.08.2023 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».