Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №22 им. Ф.В. Гладкова муниципального образования город Новороссийск РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По курсу внеурочной деятельности «Кубановедение» Ступень обучения (класс) начальное общее образование 1-4 классы (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов) Количество часов: ___135__ Уровень: базовый Учитель: Чухнова Ирина Александровна Программа разработана в соответствии ФГОС НОО и с учетом рабочей программы для 1-4 классов общеобразовательных организаций Краснодарского края «Кубановедение». Авторы: Ерёменко Е.Н., Мирук М.В., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В., Краснодар, «Перспективы образования», 2018. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты 1. Гражданско-патриотическое воспитание: -становление ценностного отношения к своей Родине — России; -осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; -уважение к своему и другим народам; -первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. 2. Духовно-нравственное воспитание: - признание индивидуальности каждого человека; - проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому человеку; -неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. 3. Эстетическое воспитание: - уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; -стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. 4. Физическое воспитание: - формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: -соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); -бережное отношение к физическому и психическому здоровью. 5. Трудовое воспитание: -осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям. 6. Экологическое воспитание: -бережное отношение к природе; -неприятие действий, приносящих ей вред. 7. Формирование представлений о ценности научного познания: -первоначальные представления о научной картине мира; -познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися: - воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил в ходе изучения края, его традиций, значимых исторических событий; - воспитательного эффекта - того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своего края. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням: Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний: - о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах; - об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях; - о природных, климатических условиях Краснодарского края; -об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о литературе Кубани. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослыми - учителями, родителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культурному наследию. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое применение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить. Третий уровень результатов предусматривает: - получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами; - формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: - на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о своей семье, школе, своём населённом пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребёнка; - на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района; - на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется последовательно, постепенно путём наращивания изучаемой информации, за счёт концентрического построения программы, когда одна и та же тема изучается несколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением меры трудности изучаемого материала. Метапредметные результаты - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; - использование знаково-символических средств представления информации для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района); - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач; - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; - осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - аргументация своей точки зрения и оценка событий; - формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре; - освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве). 2. Содержание учебного предмета В связи с тем, что в рабочую программу курса «Кубановедение» добавлен раздел «Духовные истоки Кубани» (Письмо Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 07.03.2017 №47-3870/17-11 «О преподавании раздела «Духовные истоки Кубани»), внесены изменения по разделам. Таблица тематического распределения количества часов № п/п Количество часов Введение. «Мой родной край» Раздел 1. «Я и моя 2 семья» Раздел 2. «Я и моя 3 школа» Раздел 3. «Я и мои 4 родные места» Раздел 4. «Я и 5 природа вокруг меня» Раздел 5. 6 «Духовные истоки Кубани» ИТОГО в 1 классе Введение. «Символика района 1 (города), в котором я живу Раздел 1. «Природа 2 моей местности» Раздел 2. 3 «Населенные пункты» Раздел 3. «Труд и 4 быт моих земляков» Раздел 4. 5 «Духовные истоки Кубани» ИТОГО во 2 классе Введение. «Изучаем родной 1 край» 2 Раздел 1. «Нет в 1 Авторская программа Разделы, темы 1 класс Рабочая программа 2 класс 3 класс 4 класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 1 1 7 7 6 6 8 8 7 7 - 4 29 33 1 1 12 12 6 6 11 11 - 4 30 34 1 1 10 10 мире краше Родины нашей» Раздел 2. «Без 3 прошлого нет настоящего» Раздел 3 4 «Казачьему роду нет переводу»» Раздел 4. 5 «Духовные истоки Кубани» ИТОГО в 3 классе Введение. «Мой 1 край на карте России» Раздел 1. «Береги землю родимую, 2 как мать любимую» Раздел 2. «Земля 3 отцов- моя земля» Раздел 3. «Жизнь 4 дана на добрые дела» Раздел 4. 5 «Духовные истоки Кубани» ИТОГО в 4 классе ИТОГО в 1- 4 классах 9 9 10 10 - 4 30 34 1 1 9 9 12 12 8 8 - 4 30 119 34 135 1 класс (33 часа) Введение. Мой родной край (1 час). Раздел 1. Я и моя семья (7 часов). Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности в нашей семье. Увлечения членов семьи. Семейные традиции, Праздники, которые мы отмечаем вместе. «Будем жить одной семьей» (творческий проект). Раздел 2. Я и моя школа (6 часов). Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции нашей школы, Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники, Правила школьной дружбы. «Мы такие разные, но так похожи» (творческий проект). Раздел 3. Я и мои родные места (8 часов). Главный город Краснодарского края. Достопримечательности. Мой адрес. Улица, на которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных. «Какой я житель» (исследовательский проект). Раздел 4. Я и природа вокруг меня (7 часов). Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт. Забота о комнатных растениях и домашних животных, Красота природы моей местности. Поэты, прозаики, художники о красоте родного края. «Милый сердцу уголок» (творческая мастерская). Раздел 5. Духовные истоки Кубани (4 часа). Семья. Родители. Родительская любовь и благословление. Традиции казачьей семьи. Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы. Достопримечательности. Духовные святыни моей малой родины. Планируемые предметные результаты : учащиеся должны знать/понимать • свое полное имя, имена и отчества своих родных, домашний адрес; • адрес школы, основные помещения школы, их предназначение и месторасположение; • традиции своей школы; • улицы, расположенные вблизи школы и дома, безопасный путь из дома в школу и обратно; основные учреждения культуры, образования, бытового обслуживания своего населённого пункта; • основные достопримечательности родного населённого пункта; • профессии жителей своего города (села, станицы и др.); • основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение); учащиеся должны уметь • выполнять правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни; • составлять рассказ-описание по картине, по увиденному; • находить географические объекты на карте-схеме; • реализовывать коллективный исследовательский или творческий проект. 2 класс (34 часа) Введение. Символика района (города), в котором я живу (1 час). Раздел 1. Природа моей местности (12 часов). Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо осенью дышало». Времена года на Кубани. Формы земной поверхности моей местности. Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоёмов. Растительный мир моей местности. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений. Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Правила защитников природы. «Растения и животные в природе и жизни людей» (исследовательский проект). Раздел 2. Населённые пункты (6 часов). Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2: «Зимушка-зима, зима снежная была». Мой родной город (станица, аул, хутор, село). Улицы моего населённого пункта. История образования города (района). Глава города (района). Населённые пункты Краснодарского края. «Где я могу проводить свободное время» (Исследовательский проект). Раздел 3. Труд и быт моих земляков (11 часов). Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. Особенности казачьего быта. Уклад кубанской семьи. Ремёсла на Кубани. Труженики родной земли. Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит». Профессии и место работы членов моей семьи. Мои земляки в годы Великой Отечественной войны. Семья и семейные традиции. «Труд в моей семье» (творческий проект). Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4: «Здравствуй, лето!». Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4часа). Родная земля. Родина. Поклонные кресты. Духовные родники жизни. Религиозные традиции моих земляков. Красный угол. Икона. «Нет больше той любви, чем жизнь отдать за други своя». Планируемые предметные результаты: учащиеся должны знать/понимать • особенности времён года, характерные для своей местности; • особенности рельефа своей местности; • названия водоёмов, крупных населённых пунктов своей местности; • названия и отличительные признаки некоторых растений и животных своей местности, правила защитников природы; • значение Красной книги Краснодарского края; • особенности труда и быта земляков; • родственные связи в семье, уклад семьи; • герб, флаг, гимн Краснодарского края; • кубанские песни, пословицы и поговорки; • основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на дорогах, у водоёмов, в школе; • имена выдающихся людей своего района; учащиеся должны уметь • показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой населённый пункт; • рассказывать о достопримечательностях родного города, станицы; • различать растения своей местности (травы, деревья, кустарники; лекарственные и ядовитые растения); выполнять правила поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага, а также у водоёмов, в лесу, в горах. Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для поиска и обработки дополнительной информации о растительном и животном мире Краснодарского края, промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани, и т. д.; планирования и реализации индивидуального проекта. 3 класс (34 часа) Введение. Изучаем родной край (1 час). Раздел 1. Нет в мире краше Родины нашей (10 часов). Рельеф Краснодарского края. Природные явления и стихийные бедствия. Правила безопасного поведения. Водоёмы Краснодарского края. Растительный и животный мир Кубани. Кубань - территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт, туризм. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае. «Нет в мире краше Родины нашей» (Творческий проект). Раздел 2. Без прошлого нет настоящего (9 часов). Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города. История на карте. Переселение казаков на Кубань. С верою в сердце. Символика Краснодарского края история и современность. Добрые соседи. Майкоп столица Республики Адыгея. «Без прошлого нет настоящего» (Исследовательский проект). Раздел 3. Казачьему роду нет переводу (10 часов). Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоё имя, имена в моей семье. Из истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Мама. Твои земляки – труженики. Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. «Казачьему роду нет переводу» (Проектная работа). Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4часа). Святые источники Кубани. Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. Именины. Подвиг материнства. Планируемые предметные результаты : учащиеся должны знать/понимать • связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани; • природные особенности, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры населения Краснодарского края; • формы земной поверхности края; • разновидности водоёмов края; • особенности почв края, их значение для жизни растений и животных; • названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных; • герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района; • фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т. д.; учащиеся должны уметь • определять в окружающей природе ядовитые растения, грибы и опасных для человека животных; • различать особо охраняемые растения и редких животных; • ориентироваться по физической карте Краснодарского края; • объяснять историю возникновения своего населенного пункта, его названия, культурных и исторических достопримечательностей. Учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей; • выполнения правил поведения во время стихийных бедствий; • соблюдения правил сбора грибов в своей местности; • правильного поведения у водоёма в разное время года; • бережного отношения к растениям и животным. 4 класс (34 часа) Введение. Мой край на карте России (1 час). Раздел 1. Береги землю родимую, как мать любимую (9 часов). Природные зоны края. Заповедники, заказники, школьные лесничества, расположенные на территории края. Роль водоёмов в природе и жизни человека. Использование и охрана водоёмов. Типы почв. Защита и охрана почв. Полезные ископаемые края, их использование. Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России. «Береги землю родимую, как мать любимую» (Проектная работа). Раздел 2. Земля отцов - моя земля (12 часов). Как изучают историю Кубани: исторические источники. Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре. Жилища людей разных эпох. Екатеринодар - Краснодар. Современный облик административного центра. Вещи рассказывают о прошлом. Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е. Д. Фелицына. Предметы быта различных эпох. Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Народные ремёсла и промыслы на Кубани. Письменные исторические источники. История Кубани в документах, литературных, научных источниках. Современные письменные источники. Символика Краснодарского края: гербы городов и районов. Устная история родного края. Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. «Земля отцов - моя земля» (Проектная работа). Раздел 3. Жизнь дана на добрые дела (8 часов). Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей. Наши земляки - гордость страны. Радетели земли кубанской. Ты - наследник земли отцов. «Жизнь дана на добрые дела» (Проектная работа). Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4часа). Библия. Библиотеки. Культурное наследие Кубани. Музеи – хранители материальной и духовной культуры. Я – как хранитель духовного наследия Кубани. 10 заповедей. Планируемые предметные результаты : учащиеся должны знать/понимать • природные зоны Краснодарского края; • различные виды карт Краснодарского края (физическая, административная, историческая) и их отличительные особенности; • природные богатства родного края и их использование человеком; • символику Краснодарского края; • органы местного самоуправления; • даты важнейших событий в истории края, города (станицы, аула и др.); • особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края; • достопримечательности края, своего района; • наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Краснодарского края; • особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края; • важнейшие экологические проблемы Краснодарского края; • заповедники и заказники, находящиеся на территории края; • фамилии и имена выдающихся деятелей Кубани; учащиеся должны уметь • определять местоположение Краснодарского края на карте России; • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения; • определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных); • правильно называть памятники культуры и истории края; • исполнять гимн Краснодарского края. Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для • правильного поведения во время исполнения Гимна России и гимна Краснодарского края, • соблюдения изученных правил безопасного поведения, • исполнения знакомых народных песен, • выполнения исследовательских и творческих проектов. Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий. Экскурсии: Улицы моего населённого пункта Водоёмы моей местности и их обитатели Полезные ископаемые нашей местности Использование и охрана водоёмов Краснодарского края Проектная деятельность обучающихся: 1 класс: Творческий проект «Будем жить одной семьей». Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи». Исследовательский проект «Какой я житель». Творческая мастерская «Милый сердцу уголок». 2 класс: Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей». Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время» Творческий проект «Труд в моей семье». Годовой исследовательский проект сезонных изменений. 3 класс: Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей». Исследовательский проект «Без прошлого нет настоящего». Проектная работа «Казачьему роду нет переводу». 4 класс: Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую». Проектная работа «Земля отцов - моя земля». Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела». № урока Содержание (разделы, темы) 1 Введение. Мой родной край Мой родной край. 2 3, 4 5 3.Тематическое планирование 1 класс Кол- Основные виды учебной деятельности во (УУД) часов 1 1 Я и моя семья Будем знакомы! Кто я? Какой я? 7 1 Любимые занятия. 2 Моя семья. 1 Основные направления воспитательной деятельности Объяснять, что изучает кубановедение. 1 Характеризовать понятие «малая родина». Называть край, район, в котором проживает. Называть своё имя (полное, 1, 5 сокращённое, уменьшительноласкательное), называть имена родных, одноклассников. Описывать свой характер, рассказывать о своей мечте. Анализировать способы разгадывания ребусов. Составлять ребус своего имени одним из способов. Составлять рассказ о своём любимом занятии, иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией, видеозаписями. Рассказывать о своём участии в коллективных занятиях, анализировать правила взаимодействия во время этих занятий. Составлять рассказ о своей семье, называть её членов, описывать их. 6 Обязанности и увлечения в нашей семье. 1 7 Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. 1 8 Творческий проект «Будем жить одной семьёй». 1 Я и моя школа Наша школа. Правила поведения в школе. 6 1 9 Изображать свою семью. Рассказывать о любимых совместных занятиях, семейных играх. Характеризовать понятия «обязанность» и «увлечение». Перечислять домашние обязанности членов своей семьи. Рассказывать о домашней работе, которую умеет выполнять. Демонстрировать умение пользоваться различными инструментами, предметами быта. Составлять рассказ об увлечениях в своей семье. Характеризовать понятие «традиция». Сопоставлять семейные традиции с временами года. Рассказывать о любимом семейном празднике. Иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией. Сопоставлять и сравнивать традиции празднования одного и того же праздника в разных семьях. Участвовать в коллективном проекте. Рассказывать о своей работе, анализировать качество выполнения действий. Описывать коллективный проект, оценивать участие каждого. Рассказывать о своей школе. Называть 1, 2 отличия различных видов школ (спортивной, музыкальной, воскресной и 10 Знакомство со школой. Традиции нашей школы. 1 11 Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. 1 др.). Рассказывать о школьных принадлежностях, классифицировать их, анализировать способы бережного отношения к ним. Анализировать своё поведение и других детей в школе, сопоставлять с нормами. Составлять правила поведения во время экскурсии по школе. Ходить на экскурсию вместе с одноклассниками. По результатам экскурсии записывать адрес школы, отмечать различные кабинеты и помещения объяснять их предназначение. Обсуждать с одноклассниками и изображать символическое обозначение своего кабинета. Анализировать своё поведение во время экскурсии. Слушать рассказ об истории своей школы, её традициях. Характеризовать понятие «поручение». Анализировать деятельность в ходе выполнения школьных поручений. Оценивать свои возможности и обосновывать своё желание выполнять то или иное поручение. Анализировать учебное и свободное время. Составлять режим дня, сопоставлять свой режим с нормами здорового образа жизни. 12 Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. 1 Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи». 1 15 Я и мои родные места Главный город Краснодарского края. 8 1 16 Достопримечательности. 1 17 Мой адрес. Улица, на которой я живу. 1 18,19 Правила поведения в 2 13 14 1 Называть имена своих одноклассников. Характеризовать общие интересы, совместные занятия. Обсуждать с одноклассниками правила школьной дружбы. Анализировать своё поведение в соответствии с этими правилами. Объединяться в группы, руководствуясь общими интересами. Участвовать в групповом проекте. Определять свою часть работы, анализировать качество её выполнения. Слушать рассказ о Краснодаре. 1, 2, 3 Рассказывать о своих впечатлениях с опорой на фотографии, картины, рисунки. Характеризовать понятие «достопримечательность». Рассказывать об известных достопримечательностях Краснодарского края и своего района. Описывать места отдыха своей семьи. Участвовать в составлении плана рассказа «Достопримечательности нашего населённого пункта». Называть свой адрес. Описывать свою улицу, опираясь на наблюдения, иллюстративный материал. Анализировать опасности, общественных местах, на улице, в транспорте. 20,21 Труд жителей моего населенного пункта. Труд моих родных. 2 22 Исследовательский проект «Какой я житель». 1 подстерегающие на улице. Проговаривать правила поведения пешехода. Описывать знаки дорожного движения. Классифицировать различные виды транспорта, описывать их. Анализировать правила поведения в общественном транспорте. Сопоставлять своё поведение с нормами. Обсуждать правила перехода через дорогу в зависимости от вида транспорта. Составлять план безопасного движения из дома в школу и обратно. Описывать труд людей разных профессий. Называть профессии своих родных, рассказывать об особенности их деятельности. Слушать рассказы представителей различных профессий. Характеризовать понятия «индивидуальный» и «коллективный» труд. Обсуждать с одноклассниками тему бережного отношения к чужому труду. Участвовать в групповом проекте. Отвечать на вопросы о своём населённом пункте (достопримечательности, памятные места, парки и пр.). Рассказывать, как вести себя на улице, в общественных местах, в транспорте. Анализировать работу каждого участника группы в соответствии с Я и природа вокруг меня Растения вокруг меня. Что где растёт. Животные вокруг меня. Кто где живёт. 7 2 Забота о комнатных растениях и домашних животных. 1 26,27 Красота природы моей местности. Поэты, писатели, художники о красоте родного края. 2 28,29 Творческая мастерская «Милый сердцу уголок». 2 23,24 25 поставленной целью. Наблюдать во время экскурсии за 6 погодой, растительным и животным миром. Составлять рассказ об увиденном. Анализировать правила поведения во время экскурсии на природу. Сопоставлять своё поведение с нормами. Называть животных своей местности. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрировать повествование рисунками, фотографиями. Рассказывать об окружающих растениях, классифицировать их. Анализировать способы заботливого отношения к комнатным растениям и домашним животным. Наблюдать за деятельностью ветеринара (или слушать рассказ). Анализировать различные способы описания красоты природы родного края. Сопоставлять свои впечатления, мысли, чувства с чужими. Анализировать произведения художников, писателей, воспевающих красоту родного края. Выбирать для описания (рисования, фотоизображения и др.) объект природы. Анализировать его достоинства. 4 30 «Духовные истоки Кубани» Семья. Родители. Родительская любовь и благословение 31 Традиции казачьей семьи 1 32 Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы. Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины. Итого: 1 33 1 1 33 Использовать средства выразительности речи и пр. для передачи своего отношения к данному объекту. 2, 3, 7 Характеризовать понятие «Любовь к ближнему». Рассказывать что залог успеха детей – послушание родителям и уважение старших.Рассказывать о выполнении заповеди о семейных ценностях "Почитай отца и матерь твою..". Раскрыть значение слова"благословение". Характеризовать понятие "традиция". Рассказывать о православных традициях в казачьих семьях: казак - отец, глава семьи. Казачка – мать, хранительница домашнего очага. Характеризовать понятие «воскресная школа». Сопоставлять традиции воскресной и светской школы. Характеризовать понятие «духовные святыни». Описывать святые места Кубани. 2 № урока 1 2 Содержание (разделы, темы) Колво часов Введение. Символика района (города), в котором я живу. Символика района (города), в котором я живу. 1 Природа моей местности 12 Времена года. 1 1 класс Основные виды учебной деятельности ( УУД) Основные направления воспитательной деятельности Оценивать духовно-нравствен-ный смысл понятия «малая родина», Характеризовать по-нятия «гимн», «флаг», «герб». Анализировать символику своего района. Изображать или делать аппликацию флага и герба своего района. Демонст-рировать знание правил поведения во время слушания гимна. Совместно с учителем и одноклассниками составлять план экскурсии. Анализиро-вать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наб-людения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. 1 Анализировать сезонные изменения в природе и жизни человека. Перечислять дары осени, классифицировать их и описывать. Анализировать картины художников, составлять натюрморт из фруктов и овощей, рисовать его. 6 3 Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо осенью дышало». Формы земной поверхности моей местности. Экскурсия. 1 4 Водоемы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоемов. 1 Совместно с учителем и одноклассниками составлять план экскурсии. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Характеризовать понятие: «горная» и «равнинная» часть Краснодарского края, физичес-кая карта Краснодарского края, условные обозначения. Перечислять названия извест-ных водоемов ,описывать заня-тия людей у водоемов. Описы-вать Черное и Азовское моря, сравнивать их основные характеристики. Показывать моря на карте. Узнавать по описа-нию реку Кубань, находить и называть города, расположенные на берегах. Называть во-доемы своей местности, сос-тавлять о них рассказ по плану. Анализировать правила поведения у водоёмов. 5, 6 Разнообразный растительный мир моей местности. 2 7 Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений. 1 8 Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. 1 Перечислять названия растений своей местности. Классифицировать растения на группы. Характеризовать культурные и дикорастущие растения. Описывать растения различными способами (фактографическое описание, поэтическое). Иллюстрировать свой рассказ фотографиями или рисунками. Характеризовать понятие «лекарственные растения». Перечислять лекарственные растения, произрастающие на Кубани, анализировать правила их сбора. Описывать способы применения лекарственных растений. Характеризовать понятие «ядовитые растения». Определять их основные признаки. Перечислять действия при оказании первой помощи при отравлении растениями. 9, 10 Животный мир моей местности. 2 11 Красная книга Краснодарского края. 1 12 Правила защитников природы. 1 Перечислять названия животных своей местности. Классифицировать их. Составлять рассказы о диких и домашних животных, искать в энциклопедической литературе необходимые сведения о них. Анализировать внешний вид и повадки животных, опираясь на художественные произведения, картины художников, скульптурные произведения. Составлять рассказ о своём любимом животном, иллюстрируя рисунком или фотографией. Анализировать, какую пользу приносят животные человеку. Анализировать, какую пользу приносят животные человеку. Знать названия некоторых растений и животных, занесённых в Красную книгу Краснодарского края. Слушать рассказ учителя об исчезающих животных и растениях своего района. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрируя рассказ фотографиями и рисунками. Анализировать с одноклассниками правила защитников природы. Рисовать (делать аппликации, фотографии) условные обозначения к данным правилам в виде запрещающих и разрешающих знаков. Размещать данные 13 14 15 Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей». 1 Населенные пункты Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2: «Зимушка-зима, зима снежная была». Экскурсия. 6 1 Мой родной город. Улицы моего населённого пункта. 1 знаки в районе своего дома и школы. Планировать и выполнять индивидуальный проект. Анализировать значение растений и животных в жизни человека. Создавать рекламу какомулибо изделию или продукту. Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки зимы, описывать особенности зимы в Краснодарском крае. Анализировать зимние занятия земляков. Изучать произведения художников, писателей о зиме. Называть свой населённый пункт, перечислять названия улиц. Называть главную улицу. Классифицировать названия по различным признакам. Называть фамилии людей, в честь которых названы улицы. Рассказывать об одном из них. Соотносить различные учреждения (образовательные, спортивные, культурные) с их местом расположения. Выстраивать вместе с учителем маршрут по улицам своего населённого пункта. 12 16 История образования города (района). 1 17 Населённые пункты моего района. 1 18,19 Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время» 2 Труд и быт моих земляков Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. 11 1 20 Слушать рассказ об истории образования своего района, фиксировать дату образования, связанные с этим события. Называть главу района, описывать его изделию или продукту. Характеризовать типы населённых пунктов: «район», «город», «станица», «село», «хутор», «аул». Классифицировать населённые пункты своего района. Находить различные типы населённых пунктов на карте своего района, называть их. Участвовать в групповом проекте, выбрав группу по схожим интересам. Описывать место свободного времяпрепровождения, режим работы, направленность. Характеризовать понятия «станица», «хата». Перечислять материалы для строительства хат на Кубани, объяснять их выбор. Составлять рассказ о строительстве турлучных и саманных хат. Называть храмы, культовые сооружения религиозных конфессий своей местности. Перечислять календарные православные праздники, составлять рассказ об одном из них. 5, 3 21,22 Особенности казачьего быта 2 23 Уклад кубанской семьи. 1 24 Ремёсла, распространённые в моём районе. 1 25 Труженики родной земли. 1 Перечислять и описывать предметы казачьего быта. Оценивать духовнонравственный смысл понятия «кубанское гостеприимство». Исполнять народную песню. Составлять рецепт блюда кубанской кухни. Характеризовать понятие «кубанская семья». Рассказывать о её традициях и укладе. Составлять рассказ о своей семье по плану, иллюстрируя рисунком или фотографией Перечислять ремёсла, распространённые в своей местности. Составлять рассказ об одном из предметов быта, выполненном кубанскими мастерами. Описывать виды деятельности жителей своего района. Перечислять основные производства, профессии своих земляков, характеризовать их деятельность. Перечислять знаменитых земляков. Определять понятие «Доска почёта». 26 Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит». Экскурсия. Профессии и место работы членов семьи. 1 27 Мои земляки в годы Великой Отечественной войны. Семья и семейные традиции. 1 Творческий проект «Труд в моей семье». 1 28 29 1 Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки весны, описывать особенности весны в Краснодарском крае. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Анализировать занятия земляков весной. Изучать произведения художников, писателей о весне. Перечислять предприятия, на которых побывал во время экскурсии, профессии людей, работающих на этих предприятиях, описывать деятельность одного из них. Анализировать занятия земляков весной. Слушать рассказы о Великой Отечественной войне. Планировать беседу с родными и близкими Рассказывать о своей семье, используя план. Анализировать пословицы о семье. Выбирать стихотворения кубанских поэтов о семье. Выполнять индивидуальный проект. Планировать свои действия, выполнять по плану, корректировать, анализировать и оценивать полученные результаты. 30 Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4: «Здравствуй, лето!». Экскурсия. 1 «Духовные истоки Кубани». Родная земля. Родина. Поклонные кресты. Духовные родники жизни. Творческий проект «Религиозные традиции моих земляков». 4 33 Красный угол. Икона. 1 34 "Нет больше той любви, чем жизнь отдать за други своя". 1 31 32 1 1 Анализировать изученные темы, перечислять темы, особо заинтересовавшие, а также те, которые вызвали затруднение. Ставить цели изучения кубановедения на следующий учебный год. Планировать самостоятельную экскурсию, анализируя экскурсионный лист. Характеризовать понятие "Родина", "малая родина». Перечислять источники духовного становления человека: храм, семья, книги, традиции и др. Выполнять индивидуальный проект. Планировать свои действия, выполнять по плану, корректировать, анализировать и оценивать полученные результаты. Характеризовать понятие «красный угол». Перечислять иконы, составляющие "красный угол". Рассказывать о почитаемых иконах в православных. Рассказывать о защите Родины как священном долге. Составлять рассказ о подвиге во имя 2 Итого: 3 № урока 1 2 3 4, 5 6, 7 Содержание (разделы, темы) Введение. Изучаем родной край. Нет в мире краше Родины нашей Рельеф Краснодарского края. Природные явления и стихийные бедствия. Правила безопасного поведения. Водоёмы Краснодарского края. Растительный и животный жизни других людей. Слушать рассказы о святых заступники Руси. 34 класс Основные виды учебной деятельности (УУД) Колво часов 1 1 Называть свой край. Рассказывать о том, что было изучено. Знакомиться с учебным пособием, с условными обозначениями. Составлять вопросы для викторин. 10 1 1 2 2 Характеризовать рельеф Краснодарского края. Показывать на карте горную и равнинную части Краснодарского края. Перечислять и характеризовать природные явления, характерные для Краснодарского края. Описывать одно из них. Составлять календарь народных примет. Перечислять и характеризовать стихийные бедствия. Обсуждать безопасное поведение во время стихийного бедствия. Приводить примеры борьбы земляков с Основные направления воспитательной деятельности 1 1, 4 мир Кубани. 8 9 10,11 Кубань – территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт, туризм. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае. Нет мире краше Родины нашей (проектная работа). 1 1 1 последствиями стихийных бедствий. Перечислять типы водоёмов (моря, реки, озёра, плавни, лиманы), встречающиеся в Краснодарском крае, показывать их на карте. Классифицировать водоёмы. Составлять рассказ об одном из них с опорой на план. Описывать растительный и животный мир с опорой на карты-схемы. Сравнивать растительный и животный мир равнинной и горной частей Краснодарского края. Характеризовать понятие «культурное растение», классифицировать культурные растения. Составлять рассказ об одном из них. Называть грибы, распространённые на территории Краснодарского края. Рассказывать о правилах сбора. Перечислять и характеризовать курорты Краснодарского края. Показывать их на карте. Составлять сообщение об одном из курортов, используя свои наблюдения, информацию в средствах массовой информации (в том числе Интернет). Анализировать творчество писателей, художников, которые старались передать красоту родного края. Характеризовать понятие «талант». Отвечать на вопросы, выполнять задания, 12 13 14 15 16 17 18 19 Без прошлого нет настоящего Прошлое и настоящее. «Лента времени». 9 Древние города. История на карте. Переселение казаков на Кубань. С верою в сердце. 1 1 1 Символика Краснодарского края. История и современность. Добрые соседи. Майкоп – столица республики Адыгея. Без прошлого нет настоящего. 1 1 1 1 подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Нет мире краше Родины нашей». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. Характеризовать понятие «Лента времени». Определять последовательность исторических событий, фиксировать их на «ленте времени». Показывать на карте местонахождение древних городов (Горгиппии и Гермонасса). Фиксировать на «ленте времени» годы их основания. Описывать их, опираясь на иллюстрацию, энциклопедический материал. Показывать на карте путь переселения казаков с опорой на текст учебника. Описывать переселение казаков по представлению. Перечислять названия первых станиц и показывать их на карте. Рассказывать историю своего населённого пункта. Чертить план (схему) своего населённого пункта 1, 7 20 Без прошлого нет настоящего. Проектная работа. 1 (микрорайона, квартала, улицы), используя условные обозначения. Анализировать отличия православного храма от культовых сооружений иных религий и других архитектурных сооружений. Рассказывать о святом (или православном празднике), во имя которого освящён храм (празднуется праздник) в своём городе (районе). Проанализировать исторические факты, предметы, традиции, отражённые в символике края. Знать текст гимна Краснодарского края, правила поведения во время исполнения гимна, поднятия и спуска флага. Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «дружба народов». Показывать на карте Республику Адыгея и её столицу. Описывать маршрут из своего населённого пункта в Майкоп. Фиксировать на ленте времени» год его основания, год присоединения Адыгеи к России. Называть государства и субъекты РФ, с которыми граничит Краснодарский край. Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и Казачьему роду нет переводу Твоя родословная. История твоей семьи. 10 22 Ты и твоё имя, имена в моей семье. 1 23 Из истории кубанских фамилий. 1 24 Семейные ценности. Мама. 1 25 Твои земляки - труженики. 1 26 Кубанские умельцы. 1 21 1 реализовывать проект «лента времени». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. 1, 2 Составлять рассказ об истории своей семьи с опорой на план. Рисовать генеологическое дерево. Оформлять альбом «Моя родословная». Рассказывать о своём имени, о его значении. Слушать рассказы одноклассников о происхождении их имён. Составлять календарь с именинами родных и друзей. Анализировать кубанские фамилии, фамилии одноклассников. Классифицировать фамилии по различным признакам. Рассказывать о значении своей фамилии по результатам опроса родных, изучения словарей. Делать записи в альбоме «Моя родословная». Характеризовать понятия «семейные ценности», «честь семьи и рода» с этической точки зрения. Описывать ситуации, в которых выражаются семейные ценности. Приводить примеры, когда отстаивалась честь рода, семьи, 27 28 29 Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. 1 «Казачьему роду нет переводу» 1 1 Родины. Использовать различные источники информации (рассказы взрослых, материалы СМИ и пр.), составлять рассказ о подвиге солдатских матерей своего района, о матеряхгероинях. Составлять рассказ о своей маме на основе беседы с ней. 30 «Казачьему роду нет переводу». Проектная работа. «Духовные истоки Кубани» 4 Анализировать и устанавливать связь между природно-климатическими условиями Краснодарского края и занятиями его жителей. Рассказывать об известных людях труда – земляках, опираясь на заметки СМИ. Сочинять сказку о культурных растениях. Перечислять ремёсла, распространённые на Кубани. Составлять рекламу изделиям народно-прикладного искусства. Рассказывать, какими ремёслами владеют родные и близкие. Характеризовать народные обычаи и традиции. Анализировать взаимосвязь обычаев и традиций, пришедших из глубины веков и оставшихся в нашей жизни до сегодняшних дней. Делать записи в альбоме «Моя родословная». Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовать проект «Моя семья в истории Кубани». Анализировать скульптуру художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. 2, 7 31 Святые источники Кубани 1 32 Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. 1 33 Именины. 1 34 Подвиг материнства (проектная работа). 1 ИТОГО: 34 Раскрыть духовный смысл православных праздников. Характеризовать понятие «Крещение Господне». Рассказать о значении крещения. Перечислять крещенские традиции. Рассказывать об истории возникновения святых источников. Показывать карту святых источников края. Рассказывать об устройстве храма и его значение, особенностях архитектуры, иконостасе. Перечислять храмовые традиции (престольный праздник, храмовая икона, памятные даты). Характеризовать понятие «именины». День небесного покровителя. Святые. Традиции имя наречения. Мерные иконы. Любовь матери. Материнский труд, уважительное отношение к нему. Жизнь и материнский подвиг Пресвятой Богородицы. Многодетная семья. 4 № Урока 1 2 3 Содержание (разделы, темы) Введение Мой край на карте России. «Береги землю родимую, как мать любимую» Природные зоны Краснодарского края. Заповедники. Заказники. Школьные лесничества. класс Основные виды учебной деятельности (УУД) КолОсновные направления во воспитательной часов деятельности 1 1 1 Определять месторасположение Краснодарского края по отношению к другим регионам, странам. Определять регионы – соседей Краснодарского края. Знать о видах связи (железнодорожный и воздушный) с другими регионами нашей страны. 1, 6 9 1 1 Перечислять природные зоны Краснодарского края (степи, лесостепи, леса, субтропики, субальпийские и альпийские луга, вечные снега. Описать одну из них. Выбрать способ исследования и определять природную зону своей местности, составлять рассказ о природной зоне своей местности, иллюстрируя его рисунками, фотографиями. Определять по карте территорию Кавказского биосферного заповедника. Рассказывать о заказниках и их значении для жизни животных. Анализировать действия земляков по 4 Естественные и искусственные водоёмы Краснодарского края. Использование и охрана водоёмов. 1 5 Типы почв. Защита и охрана почв. 1 сохранению лесных богатств края. Называть и показывать на карте Краснодарского края водоёмы. Анализировать их роль в жизни людей (перевозка людей и грузов, ловля рыбы, разведение птиц, отдых людей). Определять пользу водоёмов. Находить и обсуждать причины, которые приводят к загрязнению водоёмов. Анализировать и определять степень своего участия в очистке водоёмов. Характеризовать основные типы почв, распространённые в Краснодарском крае. Показывать территорию их распространения на карте – схеме. Собирать и анализировать образцы почв. Характеризовать чернозёмные почвы, их значение в жизни человека. Характеризовать чернозёмные почвы, их значение в жизни человека. Характеризовать значение почвы для человека, пользу, которую приносят почвы Краснодарского края стране. Анализировать различные меры, принимаемые в борьбе с ветровой и водной эрозией (в том числе и лесополоса).Составлять письменный рассказ – заметку в газету об охране и защите почв с иллюстрациями. 6 Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование. Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России. Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России. 1 9 Береги землю родимую, как мать любимую. 1 10 Береги землю родимую, как мать любимую (проектная работа). 1 «Земля отцов – моя земля» Как изучают историю Кубани: исторические источники. 12 1 7 8 11 1 1 Перечислять полезные ископаемые и показывать их местонахождение на карте (нефть, газ, глина, песок, мергель, гипс, известняк). Описывать области применения полезных ископаемых. Показывать на карте районы, где найдены целебные источники и грязи. Характеризовать понятие «природные богатства». Анализировать их значение для жителей страны. Объяснять необходимость бережного отношения человека к природным богатствам. Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовать проект «Книга для гостей нашего края». Оформлять выставку плакатов « Защитим природу родного края». Анализировать скульптуру художника, высказывать своё мнение, аргументировать его. Исследовать и характеризовать исторические и вещественные источники. Анализировать архитектуру с точки зрения вещественного исторического источника. Определять по карте 1, 3 12 История Кубани в архитектуре. Жилища людей разных эпох. 1 13 Екатеринодар – Краснодар. Современный облик административного центра. 1 Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох. 1 16 Народные ремёсла и промыслы на Кубани. 1 17 Письменные исторические 1 14,15 Краснодарского края стоянку древнего человека. Описывать старинные архитектурные здания своего района, рассказывать об одном из них. Описывать жилища древнего человека и современника, сравнивать их. Изготавливать макеты жилищ, которые строили люди в разные времена. Делать записи в альбоме «Моя родословная». Рассказывать об истории главного города Краснодарского края, используя различные исторические источники. Характеризовать понятие « административный центр». Объяснять полномочия губернатора, значение его деятельности. Сопоставлять предметы быта различных эпох, находить отличия и сходства с предметами кубанского быта. Лепить образцы посуды различных времён. Сопоставлять место проживания, географические особенности с видом народно – прикладного искусства, распространённого в данной местности. Составлять вопросы для интервью с народными умельцами. Наблюдать за их работой и описывать их. Исследовать и характеризовать 18 19 источники. История Кубани в документах, литературных, научных источниках. Символика Краснодарского края: гербы городов и районов. Устная история родного края. 1 1 20 Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. 1 21 Земля отцов – моя земля (проектная работа). 1 22 Земля отцов – моя земля. 23 «Жизнь дана на добрые дела» Просветители земли 8 1 письменные исторические источники. Представлять современные записи в качестве данного вида источников в будущем. Перечислять районы Краснодарского края, выделять среди них граничащие со своим районом. Показывать их на административной карте Краснодарского края. Составлять рассказ об одном из районов. Определять, каким образом отразились культурно – исторические традиции в устном народном творчестве. Планировать и реализовывать проект «Мы – дети Кубани» на основе изучения обычаев и традиций народностей, представители которых живут в твоей местности и учатся в данной школе. Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письменный исторический источник». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. Фиксировать на «ленте времени» год 5, 1 кубанской. 24 Защитники Отечества. 1 25 Труженики полей. 1 26 Радетели земли кубанской. Наши земляки – гордость страны. Радетели земли кубанской. Наши земляки – гордость страны. 1 27 1 основания первой школы на Кубани. Сопоставлять школьные предметы, принадлежности, особенности современной школы и той, в которой учились предки. Анализировать причины, изменившие школу. Перечислять и рассказывать о героях Великой Отечественной войны, тыла. Планировать и реализовать проект «Книга славы». Фиксировать на «ленте времени» дату освобождения своего населённого пункта от захватчиков». Составлять рассказ о людях труда. Анализировать качества учёных – селекционеров, позволивших им добиться мировой известности. Составлять статью «Герои кубанских полей» с опорой на СМИ, рассказы очевидцев, свои наблюдения. Характеризовать нравственный смысл понятий «гордость страны», «радетели земли кубанской». Составлять энциклопедическую статью об одном из выдающихся земляков, объединив статьи одноклассников, создать энциклопедию «Радетели земли кубанской» (по выбору: о выдающихся деятелях науки, образования, искусства, культуры, космонавтах, политиках). 28 1 30 Ты – наследник земли отцов. Жизнь дана на добрые дела (проектная работа). Жизнь дана на добрые дела 4 31 «Духовные истоки Кубани» Библия. Библиотеки. 32 Культурное наследие Кубани 1 33 Музеи - хранители материальной и духовной культур. Казачьему роду нет переводу (проектная работа). 1 29 1 1 1 врачах, спортсменах, Определять и обосновывать цели на будущее. Сопоставлять свои цели с целями общества, в котором живёшь. Обозначать степень ответственности за сохранение культурно – исторического наследия. Характеризовать Евангелие – главную книга казаков. Рассказывать о возникновении библиотек при храмах и монастырях. Рассказывать о православных традициях в музыкальных, художественных, литературных произведения известных, талантливых земляков Характеризовать нравственный смысл духовных сокровищ краеведческих, художественных музеев. Составить рассказ о литературном музее г. Краснодара – сокровищнице старинных духовных и исторических 2 34 Итого: Я как хранитель духовного наследия Кубани. 10 заповедей 1 34 СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО учителей начальных классов МБОУ СОШ № 67 от 29 августа 2022г. №1 Хлопцева В.В. книг. Итоговый урок: подведение итогов исследовательских проектов. Планировать и реализовать проект «Моя семья в истории Кубани». СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР Колесникова А.С. 30 августа 2022 г.