Театральная студия Радуга

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОВОРОССИЙСК

Принято на педагогическом совете
Протокол № 1 от 30.08.2021г.

Дополнительная общеразвивающая программа

«Театральная студия «Радуга»
Направленность: художественно-эстетическая
Возраст обучающихся: 11-16 лет
Срок реализации – 3 года

Составитель.
Педагог дополнительного образования: Мезенцева Любовь Евгеньевна

г. Новороссийск
2021 г.
1

Пояснительная записка
Что такое театр? Это лучшее по утверждению К.С. Станиславского, средство
для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное
развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических
процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую
активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и
детьми.
Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в
ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы,
краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют
их
думать,
анализировать, делать выводы и обобщения. Театрализованная деятельность
позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица
какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе,
застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне
развивать ребенка.
Театрализованные игры играют огромную роль в развитии выразительной
стороны речи. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей,
собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка,
совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных
навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или
сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта,
честность, смелость и т.д.). И не только познает, но и выражает свое собственное
отношение к добру и злу.
Театр учит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому
нести в жизнь прекрасное и доброе. В театрализованных играх с помощью таких
выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются
определённые литературные произведения. Дети знакомятся не только с их
содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать
событиям, взаимоотношениям героев произведений.
Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только
психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий
потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному
взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в
обществе, почувствовать себя успешным.

2

При написании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Мир театра» были рассмотрены: образовательная программа
дополнительного образования детей отделения «Театральное творчество» «основы
сценического искусства» для обучающихся в возрасте от 11 до 19 лет. (Грибанова
Наталья Валентиновна «Калуга - 2009 г.»), дополнительная образовательная
программа театрального кружка «Сказочный мир» для детей 7 -16 лет (Матвеева
Елена Александровна «Нижний Новгород, 2013»), дополнительная образовательная
программа «Театр и Дети», рекомендуемая для детей 7-15 лет (Потапова В.А.
«Щелкино, 2016»).
Направленность и уровень Программы: художественно-эстетическая.
Уровень: 1 год обучения - ознакомительный. 2,3 года обучения - базовый уровень.
Актуальность программы определяется необходимостью успешной
социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и
профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных
ролей в широком диапазоне и творческой реализацией.
Программа способствует развитию у обучающихся качеств, которые помогут
в будущем конструктивно общаться с самыми разными категориями людей, быть
интересными в общении и быть лидерами во многих начинаниях, необходимые как
для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.
Обучающиеся должны понять, что такое каждый из элементов актёрского
мастерства (внимание, свобода мышц, воображение и т.д.), и ощутить практически,
как можно им овладеть. Чужой опыт здесь мало поможет, вот почему нужна
самостоятельная работа над овладением каждым элементом. Когда все они
объединяются в сценическое самочувствие, обучающийся ощутит, что значит
действовать «от себя» (т.е. поступать так, как поступил бы он, а не кто-нибудь
иной в жизненных столкновениях). Когда он поймёт практически, что значит
действовать «от себя», от своей органической природы на сцене, - это даст ему
возможность идти своим путём не только в артистическом творчестве, но и в жизни
и освободит от подражания.
Современный подросток должен представлять собой личность, обладающую
внутренней свободой, и осуществлять свою деятельность в соответствии с
общечеловеческими ценностями (быть коммуникативным, бесконфликтным и
доброжелательным по отношению к окружающим). Создание условий для
раскрытия природного творческого потенциала обучающегося в качестве актера,
театрального деятеля, зрителя, режиссера, воспитание внутренней и внешней
свободы, совершенствование жизненно важных качеств: воображения, памяти,
фантазии – овладение яркой, образной, глубоко осмысленной и выразительной
речью – все это во многом определяет актуальность занятий театральным
творчеством.
Цель и задачи Программы
Цель: формирование личности, обладающей широким кругозором в области
театра и искусства, богатым духовным миром, яркими творческими способностями
и способной к успешной социальной адаптации путем приобщения к искусству
3

театра.
Задачи:
- обучить обучающихся основам театральной деятельности;
- сформировать навыки актёрского, сценического, режиссерского мастерства;
- развивать творческие артистические способности;
- развить коммуникативные и организаторские способности обучающихся;
- сформировать художественно - эстетический вкус;
- воспитывать социальную активность личности обучающегося.
Категория учащихся, для которой Программа актуальна:
Программа адресована обучающимся в возрасте 11-16 лет.
Основы актерского мастерства закладываются именно в этом подростковом
возрасте. Именно у этой возрастной категории обучающихся особенно развит
познавательный интерес, являющийся, по мнению педагогов и психологов,
основным внутренним мотивом обучения. Этот интерес бережно развивается на
занятиях в театральном объединении. При этом эффективен широко применяемый
личностно-ориентированный подход, который содействует развитию подростка, его
неповторимости, индивидуальности, творческого начала,
самоутверждения,
профессионального и личностного самоопределения.
Программа предусматривает обучение детей и с ОВЗ.
Формы и режим занятий:
Все занятия
по
программе построены с учетом основных
принципов педагогики искусства:
1.
От постановки творческой задачи до достижения творческого
результата.
2.
Вовлечение в творческий процесс всех учеников.
3.
Смена типа и ритма работы.
4.
От простого к сложному.
5.
Индивидуальный поход к каждому учащемуся.
Основными формами организации образовательного процесса являются
коллективная, групповая, индивидуально-групповая.
Формы проведения занятий: беседа, игра, тренинг, творческая мастерская,
учебный показ, репетиция, дистанционное обучение, спектакль, просмотр спектакля
с последующим обсуждением, дискуссия, экскурсия, проектная деятельность.
В процессе обучения используются следующие методы:
Методы формирования интереса к учению: общеразвивающие и
познавательные игры, поддержка, создание комфортной эмоциональной
атмосферы, создание эмоциональных нравственных ситуаций, создание ситуаций
новизны, удивления, успеха, использование занимательных примеров.
Словесный - рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками.
Деятельность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении получаемой
информации, выполнении записей, работе с нагляднымматериалом.
Наглядный - демонстрация наглядных пособий (предметов, схем,
таблиц), просмотр спектаклей, видеофильмов и т.д.
4

Практический - тренинги, упражнения, творческие задания и показы.
Данный метод является основным.
Срок реализации Программы:
Программа рассчитана на 3 года обучения.
При освоении программы обучающиеся развиваются как творчески, так и
личностно.
Планируемые результаты
Личностные:
-готовность и способность к саморазвитию;
-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
-знание основных моральных норм (справедливое распределение,
взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)
Метапредметные:
-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной оценки;
-вносить необходимые коррективы;
-уметь планировать работу и определять последовательность действий.
- самостоятельно включаться в творческую деятельность
-осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.
Предметные результаты:
По окончании программы обучающиеся знают:
- способы преодоления нестандартных ситуаций на сцене;
-значение театра как синтез искусства в одном спектакле;
-основные виды театров;
-особенности театрального процесса;
-назначение театрального костюма, грима, реквизита, декораций и т.д.;
-отличие сценической речи и сценического движения от бытовых, обычных;
-значение воображения для артиста;
-этику артиста;
-характеристики сценической речи: диапазон, посыл;
-понятие двигательной импровизации;
-основные чувства в технике актера;
-элементы общения артиста со зрителем;
-как готовиться к театральному спектаклю;
-аргументировано обсуждать театральные работы.
Умеют:
- осваивать действия в условиях вымысла и действия с воображаемыми
5

предметами;
- взаимодействовать с партнером;
- общаться с преподавателем и другими участниками театрального
коллектива;
-аргументировано обсуждать просмотренный спектакль;
-самостоятельно выполнять упражнения для развития сценической речи и
речевого дыхания, сценического движения;
-выполнять пластические этюды;
-выполнять этюды на действия в предлагаемых обстоятельствах, с
поставленными актерскими задачами, а также упражнения на развитие
сценического внимания и воображения и др.;
-общаться со зрителями со сцены;
-правильно вести себя при возникновении нестандартной ситуации во время
выступления;
-говорить отчетливо, громко, сценично;
-владеть несколькими видами актерских трюков;
-общаться на сцене;
-владеть чувством правды и веры в предлагаемые обстоятельства;
-исполнять роли, соответствующие их способностям.
- воспроизводить свои действия в заданной ситуации;
- представлять движения в воображении и мыслить образами;
- находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;
- самостоятельно работать над сценическим образом и ролью;
- самостоятельно анализировать постановочный план;
- создавать точные и убедительные образы;
- самостоятельно накладывать грим согласно образа;
- выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;
- осуществлять сценические падения.
Развиты:
-у обучающихся развита артистическая смелость и непосредственность;
-развито внимание, память; творческая и сценическая фантазия, техника
икультура речи.
-развиты
индивидуальные актерские способности: чувство ритма,
пластичность и выразительность движения;
-развит художественный вкус;
-развиты навыки самостоятельной творческой деятельности. дружеские и
партнерские отношения внутри коллектива;
-навыки двигательной импровизации;
-отчетливость и громкость речи;
6

-правильное внутреннее самочувствие на сцене.
Воспитаны:
-эмоциональное восприятие спектакля;
-культура общения;
-умение владеть своими эмоциями на репетициях и во время выступления;
-культура поведения на репетициях, во время спектакля, на сцене и в зале.
-культура общения с обучающимися театрального коллектива и
преподавателем;
-понимание партнера на сцене;
-чувство правды сценического действия;
-эмоциональная память.
-глубокое понимание текста при прочтении драматического материала;
сопереживание актерам при просмотре спектакля.
По завершении 1 года обучения обучающиеся знают:
-новые слова-термины;
-правила поведения в театре;
- навыки актерского мастерства;
-навыки сценической речи;
-навыки сценического грима;
-навыки сценического движения;
-навыки написания проекта.
Умеют:
- работать с воображаемыми предметами;
-разыгрывать несложные этюды по знакомым литературным сюжетам,
используя выразительные средств; (интонацию, мимику, жест);
- менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и
расставляя логические ударения;
-без стеснения выступать на сцене перед публикой.
По завершении 2 года обучения обучающиеся знают:
- способы преодоления нестандартных ситуаций на сцене;
-особенности театрального процесса;
-назначение театрального костюма, грима, реквизита, декораций и т.д.;
-отличие сценической речи и сценического движения от бытовых, обычных;
-значение воображения для артиста;
-этику артиста;
-характеристики сценической речи: диапазон, посыл;
7

-понятие двигательной импровизации;
-основные чувства в технике актера;
-элементы общения артиста со зрителем;
-как готовиться к театральному спектаклю;
-аргументировано обсуждать театральные работы.
-о конфликте в драматическом произведении;
-о характере и развитии характера героя в столкновении с другими
действующими лицами.
Умеют:
- осваивать действия в условиях вымысла и действия с воображаемыми
предметами;
- взаимодействовать с партнером;
- общаться с преподавателем и другими участниками театрального
коллектива;
-аргументировано обсуждать просмотренный спектакль;
-самостоятельно выполнять упражнения для развития сценической речи и
речевого дыхания, сценического движения;
-выполнять пластические этюды;
-выполнять этюды на действия в предлагаемых обстоятельствах, с
поставленными актерскими задачами, а также упражнения на развитие
сценического внимания и воображения и др.;
-общаться со зрителями со сцены;
-правильно вести себя при возникновении нестандартной ситуации во время
выступления;
-говорить отчетливо, громко, сценично;
-владеть несколькими видами актерских трюков;
-общаться на сцене;
-владеть чувством правды и веры в предлагаемые обстоятельства;
-исполнять роли, соответствующие их способностям.
- воспроизводить свои действия в заданной ситуации;
- представлять движения в воображении и мыслить образами;
- находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;
- самостоятельно работать над сценическим образом и ролью;
- самостоятельно анализировать постановочный план;
- создавать точные и убедительные образы;
- самостоятельно накладывать грим согласно образа;
- выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;
- осуществлять сценические падения;
- использовать и совершенствовать приобретенные умения при решении
исполнительских задач;
8

- точно соблюдать текст при исполнении;
- культурно воспринимать реакцию зрителей;
-самостоятельно работать над ролью, вносить корректировку в
исполнениесвоей роли от спектакля к спектаклю;
-выполнять танцевальные композиции;
-выполнить театральную постановку с помощью рук;
-писать проекты на заданную тему.
По завершении 3 года обучения обучающиеся знают:
- способы преодоления нестандартных ситуаций на сцене;
-значение театра как синтез искусства в одном спектакле;
-основные виды театров;
-особенности театрального процесса;
-назначение театрального костюма, грима, реквизита, декораций и т.д.;
-отличие сценической речи и сценического движения от бытовых, обычных;
-значение воображения для артиста;
-этику артиста;
-характеристики сценической речи: диапазон, посыл;
-понятие двигательной импровизации;
-основные чувства в технике актера;
-элементы общения артиста со зрителем;
-как готовиться к театральному спектаклю;
-аргументировано обсуждать театральные работы.
-о конфликте в драматическом произведении;
-о характере и развитии характера героя в столкновении с другими
действующими лицами;
Умеют:
- осваивать действия в условиях вымысла и действия с воображаемыми
предметами;
- взаимодействовать с партнером;
- общаться с преподавателем и другими участниками театрального
коллектива;
-аргументировано обсуждать просмотренный спектакль;
-самостоятельно выполнять упражнения для развития сценической речи и
речевого дыхания, сценического движения;
-выполнять пластические этюды;
-выполнять этюды на действия в предлагаемых обстоятельствах, с
поставленными актерскими задачами, а также упражнения на развитие
сценического внимания и воображения и др.;
-общаться со зрителями со сцены;
9

-правильно вести себя при возникновении нестандартной ситуации во время
выступления;
-говорить отчетливо, громко, сценично;
-владеть несколькими видами актерских трюков;
-общаться на сцене;
-владеть чувством правды и веры в предлагаемые обстоятельства;
-исполнять роли, соответствующие их способностям.
- воспроизводить свои действия в заданной ситуации;
- представлять движения в воображении и мыслить образами;
- находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;
- самостоятельно работать над сценическим образом и ролью;
- самостоятельно анализировать постановочный план;
- создавать точные и убедительные образы;
- самостоятельно накладывать грим согласно образа;
- выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;
- осуществлять сценические падения;
- использовать и совершенствовать приобретенные умения при решении
исполнительских задач;
- точно соблюдать текст при исполнении;
- культурно воспринимать реакцию зрителей;
-самостоятельно работать над ролью, вносить корректировку в
исполнениесвоей роли от спектакля к спектаклю;
-выполнять танцевальные композиции;
-выполнить театральную постановку с помощью рук;
-писать проекты на заданную тему.
Содержание программы
Учебный план1 год обучения
№

Разделы программы и темы
занятий
Всего

Количество часов
Теория Практика

2

0.5

1.5

2.

Вводное занятие.
Знакомство с планом работы.
Инструктаж по ТБ. Игры на
знакомство.
Кукольный театр.

12

2

10

3.

Театр рук

10

1

9

1.

Формы
контроля

Инсценир
овка
Театраль
ная
10

4.

Актерское мастерство

32

6

26

композиц
ия
Показ

11

5.

Сценическое движение.

10

-

10

Творческ
ий этюд

6.

Сценическая речь

10

-

10

Выступле
ние

7.

Работа над пьесой

50

6

44

Выступле
ния
Творческ
ое
задание
Написани
е
проекта,
защита

8.

Грим.

6

1

5

9

Проектная деятельность

10

4

6

2
144

20,5

2
123,5

10 Итоговое занятие
ИТОГО:

Содержание программы
1 год обучения
1.
Вводное занятие «Разрешите представиться».
Теория: цели
и
задачи
обучения. Перспективы
творческого
роста. Знакомство с театром как видом искусства. Инструктаж по ТБ.
Практика: просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями,
мероприятиями выпускников.
2.
Кукольный театр.
Теория: история возникновения кукольного театра. Виды кукол.
Практика: навыки кукловождения. Изготовление декораций. Инсценировки.
3.
Театр рук.
Теория: история возникновения театра рук.
Практика: пластика рук. Театральные композиции.
4.
Актерская грамота.
Теория: знакомство с системой К.С.Станиславского, с драматургией,
декорациями, костюмами, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень
театрального искусства – исполнительское искусство актера. «Если бы»,
«Предлагаемые обстоятельства».
Практика: тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить»,
«Много ниточек, или Большое зеркало».
«Если бы»…
12

Актер и его роли.
«Предлагаемые обстоятельства» Бессловесные и словесные действия.
«Фантазия и воображение».
«Сценическая память». Этюды. Миниатюры.
5.
Сценическое движение.
Теория: развитие психофизического аппарата. Основы акробатики, работа с
равновесием, работа с предметами. Техника безопасности.
Практика: разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер»,
«Пружина», «Кошка лезет на забор». Тренинг:«Тележка»,«Собачка»,
«Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Элементы акробатики: кувырок вперед,
кувырок назад, кенгуру, кузнечик. Сценические падения: падения вперед
согнувшись, падение назад на спину.
6.
Сценическая речь
Практика: работа над голосом. Работа над речевым аппаратом.Работа над
дыханием
7.
Работа над пьесой
Теория: особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция,
завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица
спектакля.
Практика: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение
основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия.
Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающие через основной
конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи.
Общий разговор о замысле спектакля. Распределение ролей. Работа над ролью.
Репетиции.
8.
Грим.
Теория: отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из
способов. Способы накладывания грима.
Практика: приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев
выбранной пьесы. Достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный,
абстрактный Накладывание грима воспитанниками друг другу. Сказочный грим.
Старческий грим.
9.
Проектная деятельность
Теория: Обоснование выбора темы, определение цели, задач, результата
проекта. Нахождение материала для проекта. Работа с интернет ресурсами.
Практика: написание проекта.
10.
Итоговое занятие. Выступление. Итоговый срез.

13

№

Учебный план
2 год обучения
Разделы программы и
Количество часов
темы занятий

Всего

Вводное занятие.
Цели и задачи обучения.
Вводный инструктаж по
ТБ.
2. Клоунада.
3. Сценическая речь.
1.

2

Теория
1

Формы

Практика контроля
1
Срез

10
10

1
1

9
9

Этюды
Тренинг

4.

Актерское мастерство.
Пантомимо.

32

2

30

5.

Театр одного актера.

10

-

10

6.

Работа над пьесами.

50

6

44

Выступлен.
Творческие
этюды
Показ

7.

Грим

1

9

Этюды

10

8.

Проектная деятельность

10

9.
10.

Сценическое движение.
Итоговое занятие
ИТОГО

8
2
144

4

6

2
18

6
2
126

Защита
проекта
Выступлен
ия
Показ. Срез.

Содержание программы
1. Вводное занятие.

2 год обучения

Теория: цели и задачи обучения. Учебный план. Перспектива творческого
роста. Вводный инструктаж по ТБ. Стартовый срез знаний.
Практика: показ литературно-музыкальной композиции.
2. Клоунада.
Теория: знакомство с понятием «клоунада».
Практика: упражнения, разучивание композиции.
3.
Сценическая речь.
14

Теория: многообразие индивидуальных форм выступления. Чтецкий номер в
концерте. Мелодекламация. Литературная композиция и монтаж. «Театр одного
актера».
Практика: отработка навыка правильного дыхания при чтении исознательного
управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой
и
подвижностью». Упражнения на рождение звука: «Бамбук»,
«Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна»,
«Разноцветный фонтан». Основы сценической «лепки» фразы (логика речи).
Понятие о фразе. Естественное построение фразы.
Разнообразие художественных приемов литературы.
Теория: многообразие групповых форм выступления. «Поэтический театр»,
«Синяя блуза», «Агитбригада», капустник.
Практика: создание композиции путем сокращения текста с сохранением
основной темы, идеи, главных героев. Соединение различных по содержанию,
форме, стилю, ритму фрагментов литературных произведений.
4. Актерское мастерство. Средства актёрского искусства.
Теория: проявление индивидуальности человека в особенностях общения.
Расширение сферы знаний о закономерностях действий. Знакомство с логикой
межличностного общения. Борьба в межличностном общении как условие
сценической выразительности.
Практика: этюды на удерживание настойчивости. Упражнения на
перевоплощение путем изменения логики взаимодействия с партнером. Упражнение
«Я играю так, потому что …». Просмотр и прослушивание музыки и видеоклипов.
Работа над одной ролью (одним отрывком) всех студийцев. Упражнения на
коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя).
Воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один…». Превращения
заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с
помощниками).
Актер и его роли.
Теория: проявление основных характерологических особенностей человека в
особенностях логики построения взаимодействий с партнером (параметры общения).
Значение постоянной работы над совершенствованием техники в творчестве актера.
Практика:
упражнения
на
коллективную
согласованность действий(одновременно, друг за другом, вовремя); этюды на
выразительность подачи одного из параметров межличностного общения:
соотношение
сил, интересов, инициативности, претенциозности или
поглощения делом, или «Большое зеркало». Выполнение
этюдов,
упражнений-тренингов. Упражнение: «Я сегодня – это …»
Пантомима.
Теория: знакомство с понятием «Пантомима». Виды. Знакомство с понятием
15

«Теневой театр». Виды.
Практика: Упражнения. Миниатюры. Этюды. Репетиции театральной
постановки. Показ. Упражнения. Миниатюры. Этюды. Репетиции театральной
постановки. Показ. Театр теней. Этюды. Репетиции театральной постановки. Показ.
Импровизация. Подготовка экологического театрального отрывка.
5. Театр одного актера.
6. Работа над пьесами.
Выразительное чтение по ролям. Пьеса – основа спектакля
Теория: особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция,
завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица
спектакля.
Практика: работа над выбранными пьесами, осмысление сюжета, выделение
основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия.
Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной
конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи.
Общий разговор о замысле спектакля.
Сквозное действие. Текст-основа постановки.
Теория: повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика
персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.
Практика: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу»,
«Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых
характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям,
расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность
действий, отработка логического соединения текста идвижения. Основная этюднопостановочная работа по ролям.
Репетиционный период
Практика: соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом
и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым
оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных
средств. Генеральная репетиция.
7. Грим.
Теория: отражение сценического образа при помощи грима.
Практика: приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев
выбранной пьесы. Достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный,
абстрактный Накладывание грима воспитанниками друг другу. Грим полного лица.
8. Проектная деятельность .
Теория: Обоснование выбора темы, определение цели, задач, результата
проекта. Нахождение материала для проекта. Работа с интернет ресурсами.
Практика: написание проекта.
9. Сценическое движение.Основы акробатики.
16

Теория: основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами.
Техника безопасности.
Практика: продолжение
работы
над разминкой плечевого пояса.
Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение на бок.
Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.
Теория: контрастная музыка: быстрая, медленная, веселая грустная. Сюжеты
некоторых танцев. Особенности их движений. Элементы современного танца.
Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.
Практика: универсальная разминка. Тренировка суставно-мышечного
аппарата, разучивание основных движений под музыку. Упражнения на вокальнодвигательную координацию. Элементы разных по стилю танцевальных форм.
Позиции рук, позиции ног. Танцевальные композиции
10. Итоговое занятие.

Практика: показ театральной постановки. Итоговый срез.

17

Учебный план
3 год обучения
№ Разделы программы и
Количество часов
темы занятий
Всего
Теория Практика
2
0.5
1.5
1 Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ.
2 Сценическое
12
2
10
мастерство.
12
2
10
3 Сценическая речь.
164
10
154
4 Актерское мастерство.
Озвучка.
6
1
5
5 Сценическое движение
6
2
4
6 Режиссерское
мастерство
7 Проектная
12
4
8
деятельность
2
2
8 Итоговое занятие

ИТОГО

216

21.5

Формы
контроля
Срез
показ
показ
выступление
показ
Постановка
мизансцен
Защита
проекта
Подведение
итогов.
Итоговый
срез.

194.5

Содержание программы
3 год обучения
1. Вводное занятие.

Теория: Информация об образовательной программе объединения. Планы
работы на учебный год. Вводный инструктаж по технике безопасности.
Практика: Организационные вопросы. Просмотр фото-видеоматериалов.
2. Сценическое мастерство.
Теория: Обсуждение различных нестандартных ситуаций во время выступления.
Сценическая бутофория.
Неожиданные ситуации во время выступления.
Практика: Поведение при возникновении нестандартной ситуации. Этюды на
нестандартные ситуации. Применение бутофории в постановках. Обсуждение времени
и места действия. Подготовка сцены – художественное оформление.
3.
Сценическая речь. Теория: техника речи.

18

Практика: освоение приемов голосового аппарата, снятие мышечных
зажимов, выстраивание логико - интонациональной структуры речи, освоение общих
основ работы над словом в мастерстве актера, поиск путей, воплощение сверх
задачи, словесного действия, освоение предложенного текстом обстоятельств,
выработка умения осваивать стилистику авторскоготекста и обучение применения
навыков, полученных в работе над техникойречи и с литературным текстом.
4.
Актерское мастерство. Работа над пьесами.
Теория: Сценическое искусство. Выбор произведений.
Практика: Действие на сцене. Действие "если бы". Действие в предлагаемых
обстоятельствах. Снятие мышечного напряжения, освобождение мышц.
Воображение для артиста. Актерские задачи.
-Этюды на действия в предлагаемых обстоятельствах начального уровня.
-Упражнения на освобождение мышц.
-Этюд с поставленными актерскими задачами.
-Упражнения на воображения.
-Упражнения на сценическое внимание.
-Постановочная работа.
-Репетиция как процесс. Выбор произведения для постановки.
Краткие сведения о выбранном произведении: об авторе, об эпохе создания
произведения, о времени действия, о персонажах.
-Знакомство с произведениями. Знакомство со сценарием по произведению.
-Обсуждение сценария: сюжетная линия, сверхзадача, сквозное действие,
событийные ряды, задачи персонажей, взаимодействие персонажей.
-Обсуждение сказочных персонажей: характеры, образы, поведение
сказочных героев, особенности речи, костюмы, грим.
-Обсуждение времени и места действия.
-Чтение сценария по ролям. Учимся читать по ролям.
-Озвучка.
-Подготовка сцены – художественное оформление.
-Выход на сцену.
-Репетиции по сценам спектакля;
-Постановки спектаклей, пьес.
5.
Сценическое движение.
Теория: Беспредметные действия. Темпоритм.
Практика: Развитие психофизическогоаппарата:
-Упражнения на расслабление мышц.
-Задания на беспредметные действия.

19

-Темпоритмические упражнения.
-Упражнения на развитие равновесия.
-Игры на развитие двигательных способностей.
-Двигательные упражнения на развитие творческой актерской фантазии.
-Работа с предметами.
-Сценическое падение.
-Сценический бой.
6.
Режиссерское мастерство.
Теория: Понятие режиссура – эмоционально-оценочное отношение к
собственному творчеству и к результатам других участников коллектива. Практика:
выстраивание мизансцен и действия в выгородке.
Проектная деятельность.
Теория: определение цели, задач проекта. Нахождение материала для
проекта.
Практика: работа над проектом.
8.
Итоговое занятие. Подведение итогов года. Итоговый срез.
Награждениеобучающихся грамотами за успешные результаты.
7.

Формы контроля и оценочные материалы
Свидетельством успешного обучения являются портфолио обучающихся,
сформированные из дипломов, грамот, фотографий, видео (результат участия в
конкурсах, фестивалях и мероприятиях).
Формы подведения итогов реализации образовательной программы: участие
в показе спектаклей, концертов, конкурсно-игровых программ; участие в
районных, областных конкурсах и фестивалях; проектная и социальнотворческая деятельность.
Критерии и формы оценки качества знаний
Программой предусмотрены формы контроля:
-анкетирование;
-тестирование;
Эффективным способом проверки реализации программы является итоговая
творческая работа каждого учащегося (проза, стихотворение, монолог).
Результат обучения прослеживается в творческих достижениях (грамоты,
дипломы грант) обучающихся, в призовых местах на конкурсах и
фестивалях.
В процессе реализации программы «Основы театрального искусства» на
каждом этапе обучения проводится мониторинг знаний, умений и
навыков.
Вводный – проводится в начале учебного года в виде собеседования,
творческого задания, викторины.
1 год обучения – собеседование (уровень и объем знаний о театре), творческое
задание (на фантазию и творческое мышление).
2
год обучения – викторина, тест на знание основ театральной культуры,
творческое задание (этюд на предложенную тему), чтение наизусть
20

стихотворения.
3
год обучения – тест на знание основ театральной культуры, творческое
задание (этюд на предложенную тему), чтение наизусть стихотворения.
Промежуточный – по итогам первого полугодия (усвоение программы,
выполнение контрольных упражнений, этюдов, участие в новогоднем
театрализованном представлении, творческих показах на мероприятиях
общеобразовательного учреждения).
Итоговый – в конце учебного года (активность участия в творческих
показах, участие в учебном спектакле и уровень освоения программ).
1 год обучения – викторина (уровень и объем знаний о театре), тест на знание
специальной терминологии, чтение наизусть стихотворения, показ этюда «Я в
предлагаемых обстоятельствах», участие в коллективной творческой работе
(миниатюра, спектакль).
2
год обучения – тест на знание основ театральной культуры, творческое
задание (этюд на взаимодействие, общение), чтение наизусть стихотворения,
тест на знание специальной терминологии, участие в коллективной творческой
работе (миниатюра, спектакль, театрализованное представление).
3 год обучения – проектная работа по основам театральной культуры (история
театра), творческое задание (самостоятельная творческая работа), чтение
наизусть стихотворения и прозаического отрывка, тест на знание специальной
терминологии, участие в коллективной творческой работе (миниатюра,
спектакль, театрализованное представление).
Так же в течение учебного процесса проводится текущий контроль по
освоению конкретной темы, упражнения, задания.
Применяются следующие формы проверки усвоения знаний:
- Участие в дискуссии.
-Выполнение контрольных упражнений, этюдов.
- Показ самостоятельных работ.
 Участие в играх, викторинах, конкурсах, фестивалях.
- Работа над созданием спектакля.
Критерии усвоения образовательной программы:
- Владение теоретическими знаниями и специальной терминологией.
- Владение основами актерского мастерства (творческое воображение,
логика действий, органичность и выразительность, способность к
импровизации, эмоциональная возбудимость, выразительность речи).
- Умение самостоятельно проводить различные тренинги (речевой,
пластический, актерский).
- Активность участия в творческих проектах и разработках.
- Креативность в выполнении творческих заданий.
- Умение взаимодействовать с товарищами и педагогом.
- Умение организовать свое время и деятельность.
Диагностический материал
Диагностика результативности воспитательного образовательного процесса
по программе выделяются в качестве основных пять показателей:
- Качество знаний, умений, навыков.
- Особенности мотивации к занятиям.
- Творческая активность.
21

- Эмоционально-художественная настроенность.
- Достижения.
Для характеристики каждого показателя разработаны критерии по
четырем уровням дополнительного образования в соответствии со
следующей моделью:
Первый уровень – подготовительный; Второй уровень – начальный;
Третий уровень – освоения;
Четвертый уровень – совершенствования.
Критерии оценки:
- Профессиональный интерес.
- Устойчивая мотивация, связанная с выбором бедующей профессии.
- Ведущие мотивы: познавательный процесс к общению, умение
добитьсявысоких результатов
- Творческая активность.
- Интерес к творчеству отсутствует. Инициативу не проявляет. Не
испытывает радости от открытия. Отказывается от поручений, заданий.
Производит операции по заранее данному плану. Нет навыка
самостоятельного решения проблем.
- Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении
новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности.
- Добросовестно выполняет поручения, задания. Способен разрешить
проблемную ситуацию, но при помощи педагога.
- Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и
коллектива.
- Проявляет инициативу, но часто не способен оценить их и выполнить.
- Инициативу проявляет постоянно и способен оценить и выполнить их.
- Эмоционально-художественная настроенность
- Подавленный, напруженный, бедные и мало выразительные мимики,
жесты,
голос.
- Не может четко выразить свое эмоциональное состояние, не проникая
в художественный образ. Есть потребность выполнять или воспринимать
произведения искусства, но не всегда.
- Замечает разные эмоциональные состояния, пытается выразить свое
состояние, не проникая в художественный образ. Есть потребность
выполнять или воспринимать произведения искусства, но не всегда.
- Распознает свои эмоции и эмоции других людей. Выражает свое
эмоциональное состояние при помощи мимики, жестов, голоса, речи,
включаясь в художественный образ. Есть устойчивое желание в восприятии
или исполнении произведения искусства.
- Распознает свои эмоции и эмоции других людей. Выражает свое
эмоциональное состояние при помощи мимики, жестов, голоса, речи,
включаясь в художественный образ. Есть устойчивое желание в восприятии
или исполнении произведения искусства.
- Пассивное участие в делах объединения.
- Активное участие в делах объединения, отдела.
22

- Значительные результаты на уровне района, города и т.д.
- Значительные результаты на уровне района, города и т.д.
Параметры оценивая результативности:1 балл – низкий уровень.
2 балла – средний уровень. 3 балла – высокий уровень.
Организационно-педагогические условия реализации Программы
В процессе обучения применяются такие формы занятий: групповые,
теоретические, практические, игровые, семинары, творческие задания,
соревнования, конкурсы, экзаменационные показы, выступления.
Для полноценной реализации данной программы необходимы
определенные условия работы: возможность использования на занятияхэлементы
театрального костюма, театрального грима, реквизита, декораций. Для спектакля
необходимы: сценическая площадка, репетиционный зал, выносной свет,
аппаратура для музыкального оформления; театральные костюмы, грим, парики,
сценическая бутофория.
Методическое обеспечение программы
1 год обучения
№
Тема
Дидактический материал
Вводное занятие.
Разработка программы на 1
1
учебный год, видеофильмы.
Видеопрезентация.
2 Театр кукол
Подбор заданий к разделу .
Наглядное пособие.

Техническое
оснащение
Ноутбук, проектор,
экран.
Ноутбук, проектор,
экран.

3

Актерская грамота.

Разработки творческих
заданий, актерских
упражнений, этюдов.

Столы, стулья,
декорации.
репетиционный
(зрительный) зал,
сцена, занавес.

4

Проектная
деятельность
Сценическая речь.
Художественное
чтение.
Речевой аппарат.

Листы бумаги, ручки,
карандаши
Раздаточный материал:
карточки с упражнениями по
теме «Практическая работа
над голосом»;

Ноутбук, интернет.

5

репетиционный
(зрительный) зал,
сцена.

23

6

Сценическое
движение.

7

Работа над пьесой.
Подготовка к
Республиканским
конкурсам.

8

Грим.

методические пособия по
сценическим этюдам, по
сценическому движению.
Видео.
Пьесы зарубежных авторов.
Разработка сценария.
Видеоспектакли.

Ноутбук, проектор,
экран, зал, сцена,
маты.

Методическое пособие по
теме «Театральный грим».
Видеопрезентация.
Фотографии.

Ноутбук, проектор,
экран, грим, зеркала,
лампы, театральный
грим, костюмы,

Ноутбук, проектор,
экран, костюмы,
декорации,репетицио
нный (зрительный)
зал, сцена, занавес,
звуковое
оборудование и
фонотека.

24

Методика
проведения
массовых игр и
мероприятий.
10 Итоговое занятие
9

Разработки игр и
мероприятий.
Разработки рекомендаций.
Видео.
Разработка упражнений.

необходимый
реквизит.
Ноутбук.
репетиционный
(зрительный) зал,
сцена,

Методическое обеспечение программы
2 год обучения
№ Тема
Техническое
Дидактический материал
оснащение
Вводное занятие.
1
Цели и задачи
Разработка рабочей
обучения.
программы на 2 год
Учебный план.
обучения, разработка
Перспектива
творческого роста. тренингов.
Видеопрезентация.
Ноутбук, проектор,
2 Театр одного
Подбор заданий.
актера (монолог)
экран, сцена
3

Актерская
грамота.
Драматургия.

Разработки творческих
заданий, актерских
упражнений, этюдов

4

Проектная
деятельность по
актерской грамоте.
Сценическая речь.
Художественное
чтение.
Дыхание.

Листы бумаги, ручки,
карандаши, подбор
литературы.
Карточки с раздаточный
материал: карточки с
заданиями, с упражнениями
по теме «Художественное
чтение. Дыхание»;

Сценическое
движение.
Пластическое

методические пособия по
сценическим этюдам, по
сценическому движению.

5

6

Столы, стулья,
декорации.
репетиционный
(зрительный) зал,
сцена, занавес.
Ноутбук, интернет.

Сцена.

Ноутбук, проектор,
экран, маты, зал,
сцена, звуковое
25

движения актера.

Видео.

7

Работа над
пьесой.
Подготовка к
Республиканским
конкурсам.

8

Грим сказочных
персонажей.

пьесы русских, советских,
современных и зарубежных
авторов
Разработка сценария.
Видеоролики.
Музыкальное оформление.
Методическое пособие по
теме «Театральный грим».
Видеопрезентация.
Фотографии

9

Клоунада.

Видеопрезентация.
Музыкальное оформление.

10

Итоговое занятие

Сценарий театральной
постановки. Музыкальное
оформление.

№ Тема

1

2

оборудование и
фонотека.
Ноутбук, проектор,
экран, колонки.
репетиционный
(зрительный) зал,
сцена, занавес.
Ноутбук, проектор,
экран, грим, зеркала,
лампы, театральный
грим, костюмы,
необходимый
реквизит.
Ноутбук, проектор,
экран,
ультрафиолетовые
лампы, ширма,
белые перчатки
Декорации,
костюмы, ноутбук,
колонки.
репетиционный
(зрительный) зал,
сцена, занавес,
звуковое
оборудование и
фонотека.

Методическое обеспечение программы
3 год обучения
Дидактический
Техническое
материал
оснащение

Вводное занятие.
Инструктаж по
ТБ. Просмотр
видео.
Сценарное и

Разработка рабочей
программы на 4 год
обучения, подбор
видеоспектаклей.
Разработка сценариев,

Ноутбук, проектор,
экран, колонки.

Сцена, декорации,
26

сценическое
мастерство.

3
4

5
6

творческие задания.

Сценическая речь Творческие задания,
упражнения.
Актерское
мастерство.
Озвучка.

Сценическое
движение
Режиссерское
мастерство

7

Проектная
деятельность

8

Итоговое занятие

творческие задания,
упражнения, этюды.
Методическое пособие по
режиссерскому
мастерству.
Листы бумаги, ручки,
карандаши, подбор
литературы
Сертификаты,
свидетельства, грамоты.
Видео.

столы, стулья,
костюмы,
звуковое
оборудование
и
фонотека.
Сцена, стулья,
зеркало.
-Сцена;
- стулья;
- кубы различных
форм;
- зеркало, грим;
- реквизиты,
костюмы;
- ширма;
-ноутбук;
ультрофиолето
выелампы;
-звуковое
оборудование
и фонотека.
-туристические
коврики
Ноутбук, колонки

Ноутбук, интернет

Ноутбук,
интернет,
экран,
колонки.

27

Приложения
Контрольно-измерительные материалы
1 год обучения
Предметные:
Вводный контроль
1. Тест:
№
1.

Вопрос
Что такое театр?

2.

Из чего складывается
театральное
искусство (зачеркни лишнее)

Варианты ответов
а) место для зрелищ
б) красивое здание со сценой
в) дом, где живут актеры
а) музыка,изоб.искусство
б) литература, актерское маст.
в) математика

Практические задания:
1. Продолжи фразу: «Если бы у меня была волшебная палочка….».

28

2. Покажи домашнее животное.
3. Прочитай любое детское стихотворение.
Промежуточный контроль
1.Тест:
№
1.

Вопрос
Подчеркни дисциплины,
необходимые
для подготовки актера

Варианты ответов
а) сценическая речь
б) математическая логика
в) история России
г) сценическое движение
д) актерское мастерство
е) история театра

2. Как называли первых актеров на
Руси?

а) шуты
б) балагуры
в) скоморохи

3. Что развивает речь?

а) упражнения со скакалкой
б) игра «Угадай, что изменилось»
в) скороговорки
г) отгадывание загадок

Практические задания:
1. Показ этюда на память физических действий (дифференцированный
подход).
2. Проведение любой игры с группой.
3. Чтение стихотворения перед группой.
1 Блок. Тест:
№ п/п Вопрос
1.
Что такое вертеп?
2.

Что называют одеждой сцены?
(Зачеркни ненужное)

3.

Что такое актерский этюд?

Варианты ответов
а) ящик – кукольный театр
б) вертящийся механизм
в) игрушка-вертушка
а) задник
б) штора
в) кулисы
г) занавес
д) падуги
а) небольшой фрагмент
прожитой жизни
б) зарисовка на бумаге
в) изображение чего-либо
29

1. Продолжи фразу: этикет – это правила
2. Дорисуй глаза, брови, нос и рот
Злость

Радость
Удивление
Оценивание по 5-бальной системе:
5 баллов - все правильно, отлично;
4 балла - одна ошибка;
3 балла- 2-3 ошибки;
2 балла- 4 ошибки, слабо;
1 балл- 5 ошибок , слабо;
Количество баллов суммируется и делится на количество вопросов.
Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится в конце каждого учебного года в виде
показа спектакля для родителей и гостей с участием всех обучающихся.
Критерии оценки выступления и результативности
При оценке выступления используются следующие основные критерии:
артистизм и убедительность; эмоциональность и образность; понимание
сюжетной линии; понимание задачи и взаимодействие персонажей; сложность
исполняемой роли.
Критериями оценки результативности обучения являются:
уровень развития речи,
уровень развития памяти,
уровень эмоционального развития,
глубина эстетического восприятия,
степень пластичности движения, уровень двигательной импровизации, а
также.
Приобретённые обучающимися знания, умения и навыки
30

оцениваются по трем позициям:
высокий, средний и низкий уровень усвоения.
Оценивание по 5-бальной системе:
5 баллов - все правильно, отлично; (высокий)
4 балла - одна ошибка; (высокий)
3 балла- 2-3 ошибки; (средний)
2 балла- 4 ошибки, слабо; (низкий)
1 балл- 5 ошибок, слабо; (низкий)
Количество баллов суммируется.
Контрольно-измерительные материалы
2 год обучения
Стартовый контроль
1. Тест.
№
Вопрос
п/п
Профессии, связанные с театром
1.
(зачеркни лишнее).

2.

Кто такой скоморох?

3.

Что такое авансцена?

Варианты ответов
а) актер;
б) кинолог;
в) режиссер;
г) официант;
д) билитер.
а) клоун в цирке;
б) уличный актер на Руси;
в) рассказчик сказок и мифов;
г) кукловод.
а) очень высокая сцена;
б) место, где находится оркестр;
в) передняя часть сцены.

2. Практические задания:
1. Этюд на состояние.
2. Продолжи фразу: «Если бы я уже был актером, я бы хотел сыграть
роль….».

Оценивание по 5-бальной системе:
31

5 баллов - все правильно, отлично; (высокий)
4 балла - одна ошибка; (высокий)
3 балла- 2-3 ошибки; (средний)
2 балла- 4 ошибки, слабо; (низкий)
1 балл- 5 ошибок, слабо; (низкий)
Количество баллов суммируется.
Промежуточный контроль
Тест.
№
п/п

Вопрос

1.

Маски комедии дель арте
(зачеркни
лишнее)

2.

Какие органы участвуют в
голосообразовании?

3.

Что такое оценка?

Варианты ответов
а) Коломбина;
б) Труфальдино;
в) Бригелла;
г) Эндрю.
а) глаза;
б) ротовая полость;
в) гортань;
г) носовая полость;
д) глотка;
е) диафрагма.
а) результат действия;
б) мнение о происходящем;
в) внутренние изменения,
происходящие
на свершившийся факт, которые
ведут к
смене действия (к реакции).

2.Практические задания:
1.
Показ этюда на три слова.
2.
Показ парного этюда на пристройку (по заданию педагога).
3. Чтение любого произведения по выбору перед публикой (обучающиеся,
группы, родители).
Тест.
№
п/п
1.

Вопрос
Подчеркни дисциплины,
необходимые

Варианты ответов
а) сценическая речь
32

для подготовки актера

2.

Как называли первых актеров на
Руси?

3.

Что развивает речь?

б) математическая логика
в) история России
г) сценическое движение
д) актерское мастерство
е) история театра
а) дураки
б) балагуры
в) скоморохи
а) упражнения со скакалкой
б) игра «Угадай, что изменилось»
в) скороговорки
г) отгадывание загадок

1. Дай определение мизансцены.
2. Вставь слово: Конфликт – это … двух или нескольких идей, характеров,
чувств и т.д.
Напиши, как ты понимаешь выражение «Зерно роли».
Оценивание по 5-бальной системе:
5 баллов - все правильно, отлично;(высокий)
4 балла - одна ошибка;(высокий)
3 балла- 2-3 ошибки;(средний)
2 балла- 4 ошибки, слабо;(низкий)
1 балл- 5 ошибок , слабо;(низкий)
Количество баллов суммируется.
Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится в конце каждого учебного года в виде
показа спектакля для родителей и гостей с участием всех обучающихся.
Критерии оценки выступления и результативности
При оценке выступления используются следующие основные критерии:
артистизм и убедительность; эмоциональность и образность; понимание
сюжетной линии; понимание задачи и взаимодействие персонажей; сложность
исполняемой роли.
Критериями оценки результативности обучения являются: уровень
развития речи, уровень развития памяти, уровень эмоционального развития,
глубина эстетического восприятия, степень пластичности движения, уровень
двигательной импровизации.
Приобретённые обучающимися знания, умения и навыки оцениваются
по трем позициям:
33

высокий, средний и низкий уровень усвоения.
Оценивание по 5-бальной системе:
5 баллов - все правильно, отлично;(высокий)
4 балла - одна ошибка;(высокий)
3 балла- 2-3 ошибки;(средний)
2 балла- 4 ошибки, слабо;(низкий)
1 балл- 5 ошибок , слабо;(низкий)
Количество баллов суммируется.
Контрольно-измерительные материалы
для обучающихся 3-го года обучения
Стартовый контроль
Теоретические вопросы (письменные ответы):
1. Сверхзадача – это…. (одним словом по К.С. Станиславскому).
2. Сквозное действие – это…. (одним словом по К.С. Станиславскому).
3. Перечисли театральные жанры, которые ты знаешь (не менее 5).
Практические задания:
1. Самостоятельно выполнить логический разбор текста и прочитать
его (по выбору педагога).
2. Исполнение этюда на смену физического и эмоционального состояния.
3. Групповой показ «Вокзал».
Промежуточный контроль
Теоретические вопросы (письменные ответы):
1. Из чего состоит речевой тренинг?
2. Что значит «проживание роли»?
3. Что такое основное событие пьесы?
4. Что такое реквизит?
Практические задания:
1. Постановочный сценический бой.
2. Выполнить элементы старческого грима (по выбору педагога).
3. «Адвокат» роли (рассказать о своем персонаже в готовящемся
спектакле).
4. Составление диалога-импровизации на заданную тему.
Тест
34

№ Вопрос
п/п
1. Напиши фамилии 5 известных
театральных деятелей (актеров,
режиссеров)

2.

3.

4.

Варианты ответов
1.
2.
3.
4.
5.

Какую роль играют мимика и жесты
а) элементы воплощения образа
актера
б) помогают актеру, если он забыл
текст
в) не играют никакой роли
а) задача, которую решает главный
герой
Что такое сверхзадача
б) задача которую автор хочет
донести
зрителю, слушателю и,
следовательно,
всё в произведении: драматургия,
стилистика, видеоряд, звук, музыка и
т.д.
подчинены ей
в) задача режиссера поставить
хороший
спектакль
«Обстоятельства малого круга
а) жизненные обстоятельства
касаются
ситуации, происходящей с
персонажем в
б) тяжелые обстоятельства
текущий момент (где он находится, с
кем
в) выдуманные обстоятельства
разговаривает, что ему нужно от
г) предлагаемые обстоятельства
собеседника и т. д.). Обстоятельства
среднего круга касаются его общей
жизненной ситуации (его пол,
возраст,
семейная ситуация, социальный
статус,
окружение и т. д.). Обстоятельства
большого круга касаются общей
ситуации окружения персонажа
(город,
страна, исторический период,
политическая ситуация в стране и
мире и
т. д.)». О каких обстоятельствах идет
35

речь?
В зависимости от обстоятельств
а) темпераменты
5. человек
может быть вялым спокойным,
б) темпоритмы
бодрым,
активным, взволнованным,
лихорадочно
в) характеры
возбужденным и даже паникующим.
Все
это разные …..
Смешение каких эмоций есть на
1.
6. этой маске?(наглядный материал)
2.
3.
4.
5.
7. Исходное событие это….?

Амплуа (фр. - применение) –
8. характер
ролей исполняемых актером. Тип
театральных ролей
соответствующие
возрасту, внешности и стилю игры
актера. Зачеркни, что не относится к
видам амплуа.

а) то, что мы видим, когда
открывается
занавес;
б) самое первое событие в спектакле;
в) эмоциональный «зачин»
спектакля.
- комик,
- трагик,

- доктор,
- герой-любовник,
- героиня,
- комическая старуха,
- субретка,
- инженю,
- травести,
- простак,
- резонер.
9. Один из видов комедии положений с а) оперетта
песнями-куплетами и танцами.
б) мюзикл
Небольшая комическая пьеса
фарсового
в) опера
характера. Присущи - задорное
веселье,
г) водевиль
злободневное отражение
действительности.
Оценивание по 5-бальной системе:
36

5 баллов - все правильно, отлично; (высокий)4 балла - одна ошибка;
(высокий)
3 балла- 2-3 ошибки; (средний)
2 балла- 4 ошибки, слабо; (низкий)1 балл- 5 ошибок , слабо; (низкий)
Количество баллов суммируется и делится на количество вопросов.
Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится в конце каждого учебного года в
виде показа спектакля для родителей и гостей с участием всех
обучающихся.
Критерии оценки выступления и результативности
При оценке выступления используются следующие основные
критерии: артистизм и убедительность; эмоциональность и образность;
понимание сюжетной линии; понимание задачи и взаимодействие
персонажей; сложность исполняемой роли.
Критериями оценки результативности обучения являются:
уровень развития речи, уровень развития памяти, уровень
эмоционального развития, глубина эстетического восприятия, степень
пластичности движения, уровень двигательной импровизации.
Приобретённые обучающимися знания, умения и
навыки
оцениваются по трем позициям:
высокий, средний и низкий уровень усвоения.
Оценивание по 5-бальной системе:
5 баллов - все правильно, отлично; (высокий)4 балла - одна ошибка;
(высокий)
3 балла- 2-3 ошибки; (средний)
2 балла- 4 ошибки, слабо; (низкий)1 балл- 5 ошибок , слабо; (низкий)
Количество баллов суммируется.
Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
№
1
2

Режим деятельности
Начало учебного года
Продолжительность
учебного периода

Дополнительная общеразвивающая
программа
с 01.09.2021 года
34 учебные недели

37

3
4
5
6

Продолжительность недели
Периодичность учебных
занятий
Продолжительность занятий
Время проведения
учебных занятий

7
8
9

Окончание учебного года
Летние каникулы
Аттестация обучающихся

10
11

Комплектование групп
Дополнительный прием

5 дней
2 раза в неделю
45 минут
Начало не ранее чем через 1 час после
учебных занятий, окончание не
позднее 19.00
25.05.2022 года
Июнь, июль, август
Вводный мониторинг - сентябрь
2021 года
Промежуточная аттестация декабрь 2021 года
Итоговая аттестация - май 2022
года
с 31.05.2021 года по 31.08.2021 года
В течение учебного периода согласно
заявлениям (при наличии свободных
мест)

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».