Баскетбол

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОВОРОССИЙСК

Принято на педагогическом совете
Протокол № 1 от 30.08.2021г.

Дополнительная общеразвивающая программа

«Баскетбол»
Направленность: физкультурно-спортивная
Возраст обучающихся: 10-14 лет
Срок реализации – 3 года

Составитель.
Педагог дополнительного образования: Носик Андрей Викторович

г. Новороссийск
2021 г.
1

Пояснительная записка
Баскетбол – командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает
юным баскетболистам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация
физических качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных
особенностей. Это положение непосредственно связано с индивидуализацией
подготовки юных игроков. В баскетболе индивидуализация осуществляется
по нескольким критериям: по возрасту, полу, игровому амплуа,
антропометрическим признакам, биологическому созреванию.
Программа не предусматривает подготовку мастеров высокого класса, а
направлена на оздоровление и всестороннее развитие детей.
Направленность (профиль) программы – физкультурно-спортивная.
Образовательная программа “Баскетбол” имеет физкультурно-спортивную
направленность, по уровню освоения программа стартовая, предполагает
развитие и совершенствование у занимающихся основных физических
качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление
здоровья. Программа по баскетболу предназначена для спортивных секций
общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой
дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы
дополнительных занятий по физическому воспитанию.
Актуальность программы в том, что она направлена не только на
получение детьми образовательных знаний, умений и навыков по
баскетболу, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление
здоровья, удовлетворение потребности детей в активных формах
познавательной деятельности и двигательной активности.
Цель и задачи Программы:
Цель:
Создание условий для полноценного физического развития и укрепления
здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям
баскетболом, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание
спортсменов - патриотов своей школы, своего села, своей страны.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта баскетбол,
правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией
проведения соревнований;
- углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые
учащимися на уроках физкультуры;
Развивающие:
- укреплять опорно-двигательный аппарат детей;
- способствовать разностороннему физическому развитию учащихся,
укреплять здоровье, закаливать организм;
- целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и
психологические качества ребенка.
- расширение спортивного кругозора детей.
2

Воспитывающие:
- формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать
поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;
- прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям
физкультурой и спортом;
- пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к
проведению спортивных мероприятий и праздников.
Категория учащихся, для которой Программа актуальна: Программа
предназначена для детей 10-14 лет. Условия набора. В спортивную секцию
принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.
Количество учащихся в объединении определяется Уставом образовательной
организации с учетом рекомендаций СанПиН. Численный состав учащихся в
объединении может быть уменьшен при включении в него учащихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Формы и режим занятий: В процессе занятий используются
различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические
занятия. В раздел практической работы входит и самостоятельная работа
учащихся, как на занятии, так и в виде задания на дом. Длительность учебного
часа для воспитанников – 45 минут.
Срок реализации Программы: Программа рассчитана на три года
обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Количество часов в год – 72.
Планируемые результаты:
Результаты 1 года обучения
Результат образовательной деятельности.
Знать: правила игры в баскетбол, технику безопасности на занятиях.
Уметь: к концу первого года обучения учащиеся - овладеют техникой
передвижения - овладеют основами техники игры: смогут выполнять ловлю
двумя руками на месте, передачи мяча двумя руками, одной рукой и ведение
мяча - смогут выполнять броски в корзину двумя руками сверху, от груди, с
отскоком от щита, с места, в движении, прямо перед щитом, под углом к щиту
- смогут выполнять броски в корзину одной рукой от плеча, с отскоком от
щита, с места, в движении, прямо перед щитом, под углом к щиту - овладеют
основами тактики игры в нападении: выход для получения мяча, выход для
отвлечения мяча, атака корзины, «передай мяч и выходи» - овладеют основами
тактики игры в защите: противодействие получению мяча, выходу на
свободное место, розыгрышу мяча, атаке корзины - успешная сдача
контрольных нормативов по ОФП, СФП и технической подготовке.
Результат воспитывающей деятельности
Воспитать деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства
Результаты развивающей деятельности
развитие ключевых компетенций, а также психических свойств
личности учащихся в соответствии с обозначенными задачами
3

Результаты 2 года обучения
Результат образовательной деятельности.
Знать: правила техники безопасности при проведении секционных
занятий.
Методические особенности самостоятельных занятий по
развитию занятий двигательных качеств.
Уметь: к концу второго года обучения учащиеся - овладеют
техникой передвижения - овладеют основами техники игры: смогут выполнять
ловлю двумя руками на месте, в движении, в прыжке, при встречном
движении, ловлю одной рукой на месте, в движении, передачи мяча двумя
руками, одной рукой и ведение мяча - смогут выполнять броски в корзину
двумя руками сверху, от груди, с отскоком от щита, с места, в движении, прямо
перед щитом, под углом к щиту, сверху, от груди, с отскоком от щита, с места,
в движении, прямо перед щитом, под углом к щиту - смогут выполнять броски
в корзину одной рукой от плеча, с отскоком от щита, с места, в движении,
прямо перед щитом, под углом к щиту - овладеют основами тактики игры в
защите: противодействие получению мяча, выходу на свободное место,
розыгрышу мяча, атаке корзины - научатся в нападающих действиях
выполнять «наведение» - научатся перехватывать мяч при передаче его
соперником - успешно выполнят контрольные нормативы по ОФП, СФП и
технической подготовке.
Результат воспитывающей деятельности
Воспитать деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства.
Результаты развивающей деятельности
развитие ключевых компетенций, а также психических свойств
личности учащихся в соответствии с обозначенными задачами
Результаты 3 года обучения
Результат образовательной деятельности.
Знать: правила техники безопасности во время секционных
занятий
Правила личной гигиены .
Правила оказания первой медицинской помощи при травмах
Уметь:
к концу третьего года обучения учащиеся - научатся
планировать и контролировать спортивную подготовку - улучшат техникотактическую подготовку - улучшат психологическую подготовку - смогут
выполнять броски в корзину одной рукой: прямо перед щитом, под углом к
щиту, параллельно щиту - научатся в нападающих действиях выполнять
«наведение» - научатся перехватывать мяч при передаче его соперником смогут действовать в нападении при выходе двух нападающих против одного
защитника - смогут действовать в нападении при выходе трех нападающих
против двух защитников (3х1, 3х2) - смогут использовать «малую восьмерку»
в нападающих командных действиях - освоят систему личной защиты 4

научатся действовать в защите при выходе двух нападающих против одного
защитника (1х2) - научатся действовать в защите при выходе трех нападающих
против одного или двух защитников (1х3, 2х3) - успешно выполнят
контрольные нормативы по ОФП, СФП и технической подготовке.
Результат воспитывающей деятельности
Воспитать деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства.
Результаты развивающей деятельности
развитие ключевых компетенций, а также психических свойств
личности учащихся в соответствии с обозначенными задачами
Содержание программы
Содержание программы отражается в учебном плане. Программа
содержит перечень разделов и тем, количество часов по каждой теме с
разбивкой на аудиторные (теоретические и практические виды занятий).
Учебный план
1 год обучения
№
п/п
1.1.

Название раздела,
темы

Колличество часов
Всего Теория Практика
2
1
1

Формы,
аттестации
контроля
Зачет

20
15

0
0

20
15

Зачет
Камандный
зачет
Тестирование
Тестирование
Соревнования

1.2.
1.3.

Правила игры в
баскетбол, техника
безопасности
Техническая подготовка
Тактическая подготовка

1.4.

Физическая подготовка

29

0

29

1.5.

Сдача контрольных
нормативов
Участие в
соревнованиях

3

0

3

3

0

3

72

1

71

1.6.
Итого

2 год обучения
Колличество часов

5

№

Название раздела,
темы

Всего

Теория Практика

Правила техники безопасности при
проведении занятий.
Методические особенности
самостоятельных занятий.

2

1

1

1.2.
1.3.

Техническая подготовка
Тактическая подготовка

40
15

0
0

40
15

1.4.

Физическая подготовка

9

0

9

1.5.

Сдача контрольных
нормативов
Участие в
соревнованиях

3

0

3

3

0

3

72

1

71

п/п
1.1.

1.6.
Итого

Формы,
аттестации
контроля
Зачет
Зачет
Камандный
зачет
Тестирование
Тестирование
Соревнования

3 год обучения
№
п/п
1.1.

Название раздела,
темы
Правила техники безопасности во
время секционных занятий
Правила личной гигиены
Правила оказания первой
медицинской помощи при травмах

Колличество часов
Всего Теория Практика
2
1
1

Формы,
аттестации
контроля
Зачет

Зачет
Камандный
зачет
Тестирование
Тестирование
Соревнования

1.2.
1.3.

Техническая подготовка
Тактическая подготовка

30
25

0
0

30
25

1.4.

Физическая подготовка

9

0

9

1.5.

Сдача контрольных
нормативов
Участие в
соревнованиях

3

0

6

3

0

3

72

1

71

1.6.
Итого

Содержание учебного плана (первый год обучения)
Тема 1.1. Теоретическая подготовка
Теория: правила техники безопасности при проведении секционных
занятий
Практика: правила соревнований по баскетболу.
Тема 1.2. Техническая подготовка
6

Практика: ведение мяча. Ведение одной рукой. В движении: ведение
левой и правой рукой с переводами перед собой, за спиной, между ног, ведение
с поворотами, ведение 2 мячей одновременно. Перемещения баскетболиста.
Шагом, бегом, приставными шагами, с изменением скорости и направления.
Остановки баскетболиста прыжком. Передача мяча двумя руками от
груди.
Передача мяча одной рукой от плеча. В движении: передача в парах 1,2
мячей, в тройках 2,3 мячей, во встречных колоннах со сменой мест. Ловля мяча
после различных видов передач. Ловля одной рукой в парах на месте и в
движении
Тема 1.3. Тактическая подготовка
Практика: Игра в защите. Индивидуальные перемещения защитника.
Борьба за отскок, отсекание. Личная защита (прессинг). Зонная защита
Игра в нападении. Открывание. Быстрый отрыв
Тема 1.4. Физическая подготовка
Практика: Бег 500, 1000, метров. Подтягивание. Сгибание и разгибание
рук в упоре. Прыжки через скакалку, напрыгивание и соскоки.
Тема 1.5. Сдача контрольных нормативов
Тема 1.6. Участие в соревнованиях по баскетболу
Второй год обучения
Тема 1.1. Теоретическая подготовка
Теория: Правила техники безопасности при проведении секционных
занятий.
Практика:
особенности
самостоятельных
занятий
по
развитию занятий по развитию двигательных качеств .
Тема 1.2. Техническая подготовка
Практика: Стойки и перемещения баскетболиста Перемещение шагом,
бегом, приставными шагами, с изменением скорости и направления
Остановка «прыжком»,Передачи мяча Ловля мяча после различных
видов передач На месте: в парах, в тройках. В прыжке: в парах, в тройках. В
движении: в парах, в тройках, во встречных колоннах со сменой мест.
Ведение без зрительного контроля 1,2 мячей на месте и в движении.
Ведение с переводом за спиной, перед собой, между ног на месте и в
движении. В движении: ведение с поворотами, с изменением направления, с
противодействием защитников. Броски в кольцо. Бросок снизу
Тема 1.3. Тактическая подготовка
Практика: Игра в защите. Индивидуальные действия. Прессинг,
зонный прессинг. Зонная защита. Уход от заслонов и наведений. Позиционное
нападение. Индивидуальные действия. Заслоны и наведения
Тема 1.4. Физическая подготовка
Практика: Бег 500, 1000, 1500 метров. Броски набивного мяча сидя,
стоя.
7

Прыжки на тумбу и соскоки с неё.
Тема 1.5. Сдача контрольных нормативов
Тема 1.6. Участие в соревнованиях по баскетболу
Третий год обучения
Тема 1.1. Теоретическая подготовка
Теория: Правила техники безопасности во время секционных занятий
Правила техники безопасности во время соревнований по баскетболу
Значение физических упражнений для развития организма на клеточном
уровне. Правила личной гигиены
Практика: правила оказания первой медицинской помощи при травмах
Тема 1.2. Техническая подготовка
Практика: Стойки и перемещения. Остановка баскетболиста
Совершенствование изученных ранее способов передач мяча в условиях
подвижных игр, эстафет, соревнований. Совершенствование изученных ранее
способов ловли мяча в условиях подвижных игр, эстафет, соревнований.
Ведение мяча. Броски в кольцо. Бросок в прыжке с поворотом на 180 градусов
Тема 1.3. Тактическая подготовка
Практика: Игра в защите. Индивидуальные действия. Прессинг,
зонный прессинг. Зонная защита. Уход от заслонов и наведений. Игра в
нападении
Комбинационная игра Индивидуальные действия
Тема 1.4. Физическая подготовка
Практика: Бег 500, 1000, 1500, 2000 метров. Челночный бег.
Упражнения на тренажёрах.
Тема 1.5. Сдача контрольных нормативов
Тема 1.6. Участие в соревнованиях по баскетболу
Формы контроля и оценочные материалы
Способы проверки дополнительной образовательной программы:
- повседневное систематическое наблюдение;
- сдача контрольных нормативов по физической подготовке;
- участие в спортивных праздниках, конкурсах;
- участие в товарищеских встречах и соревнованиях.
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы:
- спортивные праздники, конкурсы;
- матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного
возраста;
- соревнования школьного, районного масштабов.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебнотренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год. Тестирование проводят в
начале учебно-тренировочного года – в сентябре – октябре; затем в его
середине – в декабре – январе и в апреле – мае. Контрольные игры проводятся
регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с
8

заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к
соревнованиям.
Методы устного контроля – опрос, метод визуального контроля –
наблюдение педагогом за действиями
учащихся, методы практического
контроля – контроль результатов. самостоятельных, контрольных,
практических работ (текущий
инструктаж, заключительный инструктаж);
методы самоконтроля: взаимоконтроль, самоконтроль.
В программе
использованы различные формы диагностики: наблюдение, собеседование,
анкетирование, тестирование.
Оценочные материалы
В течение освоения программы проводится аттестация, целью которой
является определение степени усвоения материала обучающимися и
стимулируется потребность обучающихся к совершенствованию своих знаний
и улучшению практических результатов. Оценочные материалы включают
различные диагностические материалы (карты. тесты, индивидуальные и
групповые задания. и т.д.) , разработанны критерии оценки.
Организационно-педагогические условия реализации Программы
Реализация
типовой
программы
физкультурно-спортивной
направленности требует традиционных и нетрадиционных форм и методов
работы, направленных на создание оптимальных условий для достижения
ожидаемых результатов в обучении, воспитании, развитии учащихся,
удовлетворении их индивидуальных возможностей, потребностей, интересов,
раскрытия личностного потенциала каждого.
Методы обучения по данной программе разнообразны. Наиболее
эффективными можно считать следующие:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (осуществляется через беседы об основах техники
ведения игры инструктажи о правилах поведения на занятиях);

наглядный (показ учащимся образцов, приемов, техники
выполнения основных приемов ведения игры);

практический (последовательное освоение этапов ведения игры,
выполнение практических заданий, самостоятельных работ, домашних
заданий);

объяснительно – иллюстративный (демонстрация учебных
наглядных пособий, плакатов).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно – иллюстративный – учащиеся воспринимают и
усваивают готовую информацию;

репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;

частично – поисковый – участие в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
9


исследовательский – самостоятельная творческая работа
учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы;

групповой – организация работы в группах;

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение
проблем и другие.
Методы диагностики личностного развития воспитанников:

сравнение и анализ выполняемых упражнений, итоговый анализ
полученных умений и навыков воспитанников за период обучения
Материально-техническое обеспечение программы
Занятия проводятся в спортивном зале школы, где есть наобходимое
оборудование инвентарь, методическая литература для провндения занятий.
Методическое обеспечение
- Схемы и плакаты освоения техники баскетбалиста.
- Правила баскетбола.
- Учебники по физической культуре
Методические рекомендации:
- Рекомендации по организации безопасного поведения в спортивном
зале.
- Инструкции по охране труда.
Кадровое обеспечение
Программа может реализовываться учителем физической культуры,
имеющим среднее – специальное или высшее образование, без требований к
уровню, профессиональной категории.

10

Приложения
Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
№
1
2
3
4
5
6

Режим деятельности
Начало учебного года
Продолжительность
учебного периода
Продолжительность недели
Периодичность учебных
занятий
Продолжительность занятий
Время проведения
учебных занятий

7
8
9

Окончание учебного года
Летние каникулы
Аттестация обучающихся

10
11

Комплектование групп
Дополнительный прием

Дополнительная общеразвивающая
программа
с 01.09.2021 года
34 учебные недели
5 дней
2 раза в неделю
90 минут
Начало не ранее чем через 1 час после
учебных занятий, окончание не
позднее 19.00
25.05.2022 года
Июнь, июль, август
Вводный мониторинг - сентябрь
2021 года
Промежуточная аттестация декабрь 2021 года
Итоговая аттестация - май 2022
года
с 31.05.2021 года по 31.08.2021 года
В течение учебного периода согласно
заявлениям (при наличии свободных
мест)

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».